вторник, 1 октября 2019 г.

Путеводитель по Константинополю. Часть 5.

Южная часть стены Феодосия. От Едикуле к трамвайной линии.

Мне кажется, вряд ли имеет смысл за один раз осматривать всю стену Феодосия. Поскольку трамвайная линия, проходящая по улице Тургут Озал Миллет, делит ее на две примерно равные части, а трамвайная остановка находится недалеко от стен, то, добравшись до нее, лучше всего выбрать для осмотра какую-то одну часть стены - северную или южную. За пару часов неспешной прогулки вы обязательно выйдете к воде – к проливу Золотой Рог (на севере) или Мраморному морю (на юге, у крепости Едикуле). Оттуда можно добраться в центр на транспорте (по Золотому Рогу прокатиться на кораблике, а от Едикуле на электричке или новой линии метро под названием Marmaray, на которой можно попасть из Европы в Азию под дном пролива Босфор).

Я осматривал южную часть стены Феодосия от Мраморного моря (к началу стены я доехал на метро Marmaray). Когда начинаешь свой поход вдоль стены Феодосия на север, сначала стоит выйти к самому берегу моря. Оттуда при ясной погоде можно увидеть храм Святой Софии, который обозначает восточную границу города. Айя София едва виднеется на горизонте, и, оценив на глазок расстояние до собора, ясно понимаешь, насколько гигантская площадь была у средневекового Константинополя.
Еще больше усиливает впечатление от размеров второго Рима прогулка вдоль западной стены, чья длина более 6 километров. По собственному опыту могу сказать, что лучше всего осматривать стену в жаркий солнечный день – когда неспеша бредешь вдоль нее, заходя во все ворота, которые встречаются на пути, кажется, что стена не закончится никогда… 

Первым объектом для осмотра является Мраморная башня (вид изнутри). Весьма вероятно, что первоначально она не входила в состав оборонительной системы города. Скорее всего, она возведена в начале 14-го столетия. 

В предыдущей статье я осветил общие вопросы, касающиеся постройки и современного состояния стены Феодосия. Сейчас я уделю больше внимания воротам в этой стене – наверное, самым интересным участкам сухопутной оборонительной стены Константинополя. Всего на западе было 10 больших городских ворот, значительная часть из которых сохранилась и поныне, хотя некоторые полностью заложены. Именно в районе ворот участки стен активно восстанавливаются, поскольку многие древние проходы в стене используются по прямому назначению и сегодня. 

Если идти вдоль стены Феодосия от Мраморного моря на север, то первыми воротами в стене будут Христовы ворота (они же Первые военные ворота). Они не входят в число десяти больших ворот и находятся не между башнями, а рядом с одной из них. 

Когда прогуливаешься рядом с ними, то они совершенно не воспринимаются как ворота – во многом потому, что на них установлена решетка, а рядом в стене имеется огромный проход, который перетягивает на себя внимание. 

Название ворот пошло из-за монограммы Христа над ними. Судя по кладке вокруг них, это оригинальные ворота. 

Недалеко от Христовых располагались первые из десяти больших ворот Константинополя и самые знаменитые - Золотые ворота. Это были главные ворота города, отделанные золотом. Фактически они представляли собой римскую триумфальную арку с тремя входами. Она была возведена примерно в 390 году, и когда строилась стена Феодосия, ее вписали в стену. 
По сути, это не одни ворота, а целых три. По ним хорошо заметно как в последние столетия ухудшались дела в империи: роскошные ворота города, который не боялся никого из своих соседей, становились все меньше, в итоге превратившись в небольшую калитку, через которую было трудно проехать даже всаднику. 

Сейчас Золотые ворота находятся на территории турецкой крепости Едикуле, которая была построена вскоре после захвата турками Константинополя на месте византийской крепости и использовалась в качестве тюрьмы. На территории крепости существует музей. 

Осмотреть ворота можно только из крепости, поскольку с запада к ним примыкают огороды и кладбище. 
В крепостной стене рядом с крепостью существуют небольшие ворота, но в византийскую эпоху их не было. Их проделали турки позднее.


Достопримечательности на юго-западе Константинополя

в районе Едикуле


Примерно в полукилометре на северо-восток от турецкой крепости Едикуле находятся развалины трехнефного храма Иоанна Предтечи в Студийском монастыре, который был основан в 5 веке после прибытия в Константинополь головы Иоанна Предтечи (Крестителя), отрубленной царем Иродом. Об этом с юмором написал С.Иванов в своем путеводителе: "В районе Студий, находившемся тогда на далекой окраине, вокруг головы возвели храм". Долгие годы голова хранилась в монастыре, но потом начался новый раунд ее скитаний, и сейчас части головы находятся в нескольких местах. 

Базилика – одно из самых старых сохранившихся зданий в городе, если не самое старое, поэтому стоит немного забыть про стену и дойти до этих развалин. В османские времена церковь была превращена в мечеть. 

Рядом с развалинами храма находится подземное водохранилище с 23 гранитными колоннами. Так оно выглядело более ста лет назад. Сейчас потолка у цистерны уже нет.

Если от Студийского монастыря направиться на восток – к центру Константинополя, то можно наткнуться на ряд остатков от зданий византийского времени, например, от монастыря Гастрия. Но мне кажется, что вместо розыска этих руин лучше все-таки вернуться к стене Феодосия и продолжить прогулку на север.

В южной части стены Феодосия между дорожкой и стеной, по большей части расположены сплошные огороды, которые идут от Едикуле почти до трамвайной линии (севернее огородов уже нет). 

Огороды между внутренней и внешней стенами.

Следующие византийские ворота на север от Едикуле – Вторые военные или Ксилокерк. Со времен Сулеймана Великолепного их стали называть Белградскими, поскольку вблизи ворот были поселены мастера, которых Сулейман привез из захваченного османами Белграда. 

Башни у Белградских ворот почти полностью восстановленные, да и от ворот мало что сохранилось. 

Стена у Белградских ворот со стороны города.

Далее находятся Пегейские или Селиврийские ворота, которые получили название от рядом расположенного Пегейского монастыря (по-турецки – ворота называются Силиври-Капысы, у С.Иванова и в Сети можно встретить наименование «ворота Пиги»). 

Это двойные ворота, которые проходят через внутреннюю и внешнюю стены. Через них небольшой отряд ромеев ворвался в город 25 июля 1261 года, после чего крестоносцы потеряли власть над Константинополем. В результате этого события Византийская империя была восстановлена, если жалкий огрызок от былой империи можно назвать таковой.

Недалеко от Пегейских находились Третьи военные ворота, от которых остались развалины, как и от близлежащих стен. 

А вот следующие ворота – Регийские (они же Полиандрийские, они же "ворота Красных») функционируют и сейчас. Это тоже двойные ворота. 

 
Так выглядели Регийские ворота в 1937-м (фотограф Н.Артамонов).
Где-то севернее в стене, недалеко от трамвайной линии, должны быть и Четвертые военные ворота, проход в которых запечатан, но я их не нашел.

Если от Мраморного моря вы доберетесь до трамвайной линии на улице Тургут Озал Миллет, у вас за плечами останется около 5 километров, пройденных вдоль стены, по стене, у Мраморного моря и в районе крепости Едикуле. После такого похода, заполненного под завязку башнями, воротами и огородами, стоит северную часть стены Феодосия отложить на потом. Слишком много башен и ворот – тоже плохо.

В конце пути, перед тем как отправиться в центр города на трамвае, можно заглянуть в музей Панорама 1453, посвященный штурму Константинополя турками.

На обратном пути в центр можно проехать пару остановок на трамвае, выйти и прогуляться на юг. В нескольких сотнях метров вы найдете парк, который разбит в бывшем византийском водохранилище – цистерне Мокия. 

Это был самый большой открытый резервуар воды Константинополя, который был построен на рубеже 5-6 веков. Его размеры: 170 на 147 метров. 


 
 
 
 



Комментариев нет:

Отправить комментарий