понедельник, 14 января 2019 г.

Бакал и Сатка: карьерный край. Часть 1.



Древние Уральские горы представляют собой неисчерпаемый источник нужных человеку горных пород. Железная и медная руды, уголь, асбест, никель, мрамор и множество других полезных ископаемых добывается на Урале. Отсюда и огромное количество карьеров, которые встречаются у нас буквально повсюду. Их несколько сотен, из которых не менее трех десятков можно отнести к большим, а 3-4 - к гигантским.

Иногда полезные ископаемые добываются только открытым способом (в карьерах), иногда шахтным, но чаще всего применяются оба способа добычи. В редкие шахты организуют экскурсии, но карьеры в нашем полном распоряжении. Даже те из них, которые еще находятся в разработке, вполне доступны для предприимчивого туриста. 
Очень часто одно месторождение разрабатывалось несколькими карьерами, поэтому на Урале есть местности, где встречаются настоящие карьерные скопления. В Свердловской области их можно встретить у Нижнего Тагила, Первоуральска, Режа, Богдановича, Карпинска, Асбеста. В Челябинской области в районе Верхнего Уфалея, южнее Челябинска и у двух городов-соседей: Бакала и Сатки.

                                                               Сатка

Вокруг агломерации этих городов (между ними 12 км) раскинулся настоящий карьерный край, который является одной из главных достопримечательностей Уральского региона.
По количеству больших карьеров, сосредоточенных на весьма небольшой площади, равных этому краю на Урале нет!  В этой местности я насчитал 11 карьеров среднего и большого размера (всего их 16 или 17). И это только те, которые сохранились до наших дней – несколько из них были засыпаны отвалами во время разработки соседних карьеров.
В Сатке и Бакале нет таких грандиозных котлованов, как в Коркино или Асбесте, но самые большие карьеры тоже выглядят впечатляюще, а затопленные карьеры около Бакала являются идеальными объектами для пейзажной съемки. 

Именно красивейшие карьеры-озера и привлекают туристов в данный регион. И едут туда не только такие дикие туристы как я – на своих автомобилях. Около Бакала я видел организованную группу туристов на микроавтобусе, которых возили от одного озера к другому.
Агломерация Бакала и Сатки расположена около трассы М-5 примерно посередине между Уфой и Челябинском (до каждого из областных центров приблизительно 200 км). Можно поехать туда без ночевки, но это не очень правильно – по карте кажется, что главные карьеры близко друг к другу и можно их осмотреть достаточно быстро, но это не так. На крайне поверхностный осмотр местных достопримечательностей надо минимум часов 8-9, поэтому даже из ближайших областных центров целесообразней отправляться на целый уик-енд. И тем более нет смысла ехать в Сатку и Бакал на один день из Екатеринбурга – на дорогу в одну сторону уйдет 5-6 часов (в зависимости от количества ремонтов на дорогах, остановок и выбранного пути – можно добираться через Карабаш, но лучше через Челябинск – так путь длиннее, но приятнее). Заночевать можно в Сатке, где несколько отелей (я остановился в одноименной гостинице – одноместный номер со всеми удобствами стоил всего 800 рублей!).

                                               дорога из Сатки в Бакал

                                                 пейзаж возле Бакала

Бакал – чисто шахтерский городок. С 1757 года здесь занимаются добычей и обогащением железной руды (поначалу для Катав-Ивановского металлургического завода, который находился в нескольких десятках километров, а затем и других предприятий). На сегодняшний день на месторождениях вокруг города добыто более 200 млн тонн руды, а общие запасы на 13 бакальских месторождениях оцениваются в 1,1 млрд тонн! Беда в том, что сегодня спрос на железную руду низкий, и в настоящее время Бакал – город-банкрот. Градообразующее предприятие Бакальское рудоуправление в долгах, как в шелках.
А вот в Сатке ситуация более благополучная. Там роют землю в поисках магнезита и тут же перерабатывают то, что нашли. Кажется, что это вполне логично – устраивать заводы по переработке полезных ископаемых там же, где добывается руда. Но на самом деле подобный промышленный симбиоз встречается нечасто. На Урале похожи на Сатку лишь Нижний Тагил, Первоуральск, Карабаш и Асбест.


Карьеры Сатки

Самый большой карьер Сатки - Карагайский разделяет город на две половины. Когда-то на его месте была гора с тем же названием. 
фото Карагайского карьера из Сети

Это один из крупнейших карьеров на Урале. Стоя на краю, сфотографировать его непросто. Его размеры по длине и ширине примерно 1,5 км на 1,2 км, а глубина более 360 метров! По глубине это второй карьер на Среднем и Южном Урале после Коркинского. 

С освещением мне не повезло. Солнце клонилось к закату...

Разработка месторождения ведется с 1900-го года. Поначалу здесь было два карьера, которые слились в один. В процессе работы карьер поглотил старый магнезитовый завод, а несколько тысяч жителей, проживавших в поселке Карагайский, пришлось переселить. Новый завод был построен на северной окраине Сатки в 50-60 гг. 20 века. 

Сейчас Карагайский карьер не разрабатывается, но в нем есть несколько входов в шахту, в которой идут работы по добыче магнезита (шахта была введена в эксплуатацию в 1997 году).

На востоке от большого карьера расположен Мельнично-Паленихинский карьер, который образовался из двух обособленных карьеров. Добыча магнезита здесь началась в 60-х гг. и была прекращена совсем недавно. Этот карьер почти такой же длинный как Карагайский, но не настолько широкий и глубокий.
Хорошо, что почти к самому краю обоих карьеров можно подъехать на машине.
Несколько саткинских карьеров были засыпаны отвалами с Карагайского и Мельнично-Паленихинского карьеров.  В итоге в городе осталось только три карьера
За Мельнично-Паленихинским карьером расположен затопленный карьер длиной более километра, который частично засыпан отвалами, но я туда не добрался – нормальной дороги к нему нет, а по лесным тропам не факт, что доедешь. Да и смысла особого нет: около Бакала таких озер несколько - на любой вкус.


Бакальские карьеры


Карьеры Бакала на самом деле расположены несколько в стороне от города – западнее и южнее. Лишь один из карьеров можно осмотреть, находясь в самом Бакале – Ново-Бакальский.


Западнее города (между Бакалом и поселком Рудничный) расположены еще три Бакальских карьера, а южнее – карьеры рудника Иркускан. Чтобы добраться до южных котлованов – наиболее красивых из всех местных карьеров, нужно объехать гору Буландиха (правильнее сказать: когда-то бывшую горой – сейчас от горы осталось немного) по дороге к поселку Иркускан.

Ново-бакальский карьер в процессе разработки съел часть Бакала. Ради его расширения были снесены кинотеатр, школа, детсад и еще ряд зданий. Законсервировали его несколько лет назад. Размеры карьера: более 1 км на 700 м.

Подъехать к краю карьера несложно – город стоит буквально на его краю. Проще всего пройти к нему по дороге от КПП, на котором дежурят сторож и собака. На машине не пускают, а пешком – пожалуйста. От КПП можно прогуляться и до трех других западных карьеров. Но есть и другой вариант их осмотра - со стороны поселка Рудничный: там тоже есть КПП, где можно оставить машину. И во втором случае до карьеров топать чуть поменьше. Есть там дорога и в обход охраны, проложенная местными жителями, но не уверен, что на легковом автомобиле там можно проехать. Кроме того, на дорогах между карьерами есть несколько насыпей, преграждающих проезд автомобилям, поэтому там лучше гулять, а не ездить. 

 
Два западных карьера стали озерами – довольно внушительными и при правильном освещении весьма фотогеничными. 

 
С названиями этих карьеров большие проблемы. В заметках в Сети о Бакальском рудоуправлении этих названий с десяток, но к каким котлованам они относятся – понять крайне сложно.

Один карьер еще не затоплен. Насколько я понял, это Петлинский карьер, который был закрыт в 2004 году. Его можно разрабатывать и дальше, но на сырье Бакальского рудоуправления почти нет покупателей. 

Впечатляющее фото этого карьера и двух его соседей сделал Дмитрий Балакирев.
 А это его фото Ново-Бакальского карьера, закусившего Бакалом.



Комментариев нет:

Отправить комментарий