среда, 27 мая 2020 г.

Карьеры в Учалах и Межозерном

Что сказать о медно-цинковом карьере в башкирских Учалах? Да особо много о нем говорить не надо – его нужно видеть! Поэтому, езжайте и смотрите! Я так и сделал – сел рано утром за руль автомобиля в Екатеринбурге и через 6 часов и 400 километров остановился у края карьера в Учалах. Одна беда: карьера рассмотреть так и не смог…

Мерзкая дымка, которая периодически сопровождала мой путь по башкирским имитациям дорог, заполнила всю яму в земле глубиной около 300 метров, и было непохоже, что она в ближайшее время рассеется.


А фотографии тех, кто побывал там в более подходящую погоду впечатляют. Карьер из числа самых больших на Урале: длина – примерно 1,8 км, ширина – ок. 850 м).

Что еще можно посмотреть в Учалах, кроме карьера? Я думаю, будет интересно поснимать сам город с горы, на которой примостился Учалинский ГОК и его карьер, но когда я там был, дымка висела и над городом. Обидно!

До пункта назначения я добирался по федеральной трассе Екатеринбург-Челябинск и трассе М-5 Челябинск-Уфа. Доехав до поворота на Миасс, я свернул в противоположную сторону и примерно через 100 километров оказался в Учалах. Дорога из Екатеринбурга до поворота на Миасс осенью 2018 года была в приличном состоянии (а к 2020 году она стала еще лучше), а вот на территории Башкирии трасса до Учал местами просто безобразная.

К счастью, окружающие виды даже поздней осенью несколько компенсировали разочарование от башкирских дорог. Для горно-лесного уральского жителя холмистая лесостепь выглядит необычно и заставляет то и дело тормозить, доставая фотоаппарат.

После учалинского фиаско я рванул на юг – к недалеко расположенному поселку Межозерный (уже на территории Челябинской области), где тоже есть карьеры. Уж очень не хотелось возвращаться домой несолоно хлебавши.

К счастью, никакой дымки над Межозерным не было, и один из местных карьеров я увидел. Сейчас это озеро длиной более километра. Ранее на этом месте добывали медную руду для Учалинского ГОК в трех карьерах, которые позднее слились в один с оригинальным названием "Объединенный", который был отработан в 1982 году.

Карьер заполнен водой естественного цвета, без всяких кислотных примесей, свойственных медной руде. К краю карьера можно подъехать прямо на машине.

На картах Гугл рядом с Межозерным несколько водоемов, но затопленный карьер только один (на карте обведен), все остальные – естественного происхождения. Руду сейчас добывают в шахте. Рядом есть еще один карьер - "Молодежный". Он пока не затоплен.

Если в целом, то башкирские холмистые степи (лесостепи) и мало отличимые от них южно-уральские пейзажи (юго-восточнее Южноуральска) скрасили мое не слишком успешное путешествие в Учалы.

Даже поздней осенью они производят впечатление.

Комментариев нет:

Отправить комментарий