Нижний Тагил –
город с большим туристическим потенциалом. Причем, значительная часть
тагильских достопримечательностей – это промышленные объекты (карьеры и шахты),
которые в настоящий момент даже не рассматриваются в качестве мест, притягательных
для туристов.
И тагильчан
можно понять – они привыкли к этим объектам. Нижний Тагил как сыр Маасдам – в
нем повсюду огромные дырки. По количеству карьеров и шахт в черте города – это
город № 1 в России, а возможно и в мире! В какой-то мере с Тагилом могут
сравниться лишь пермские Березники, но это город, который стоит на шахтах, а
карьеров там нет - вместо них в Березниках образуются природные провалы.
Я полагаю, что
именно большие карьеры и делают город Нижний Тагил потенциальным туристическим
центром Среднего Урала.
Чтобы
адекватно оценить, насколько велик потенциал, следует лично хотя бы разок
побывать на большом карьере и заглянуть в огромнейшую яму, стоя на самом краю.
Ощущения непередаваемые! Я - человек, который был дважды на плато Гиза, видел
Ангкор-Ват, храм Рамзеса в Абу-Симбел, Айя-Софию, Собор святого Петра в Риме,
готические соборы Европы, римский акведук в Сеговии – меня трудно удивить
грандиозными сооружениями. Тем ни менее, большие карьеры и на меня производят
неизгладимое впечатление. Впервые я это понял, осмотрев карьер в Асбесте. Самый
длинный карьер в мире не может оставить ни одного человека равнодушным. Откуда
на него не посмотри – он со всех сторон просто гигантский! Туда поместится не
одна сотня египетских пирамид.
После
знакомства с Асбестовским карьером у меня появилась идея посетить
нижнетагильские памятники, созданные при добыче сырья для местной металлургии.
Металл в Тагиле делают со времен Петра Первого, так что ямы в земле роют уже
три столетия.
Первый карьер,
на который, безусловно, стоит заглянуть, находится на въезде в город по
Черноисточинскому шоссе.
Гальянский (Гальяновский) карьер
Эту
достопримечательность найти проще всего. С кольца на перекрестке
Черноисточинского шоссе и проспекта Октябрьский (где стоит ТЦ "Кит")
сворачиваем к производственным зданиям и попадаем на грунтовую разбитую дорогу.
Проехав совсем немного, оказываемся прямо у южного края карьера. На перекрестке
дорог следует повернуть направо - можно остановиться сразу после поворота.
Буквально в паре метров от дороги вам откроется величественное зрелище –
Гальянский карьер в полную свою длину, которая составляет более 1 километра
(ширина около 300 метров). Иногда его называют Гальяновским, но правильнее
именно Гальянским – название произошло от района Нижнего Тагила – Гальянки.
Весьма удобно, что на лучшую точку для съемки
всего карьера можно подъехать прямо на машине. Карьер никак не охраняется и
ничем не огорожен. Есть и специальная смотровая площадка на западе карьера, но
с нее почти ничего не видно и смысла ее искать нет.
Это
известковый (доломитовый) карьер, который разрабатывается с 1978-го года. До
этого рядом шли работы на Горбуновском карьере, который сейчас засыпан отвалами
с Гальянского. Основными потребителями известняка являются НТМК и Качканарский
ГОК. Помимо известняка добывается разноцветный мрамор и мраморизованные
известняки для декоративной отделки.
Не сказал бы,
что работа на карьере кипит, но какие-то машины там ездят, перевозя грузы из
северной части карьера.
Южная же постепенно затапливается – в 2015 году там
почти не было воды, а через год ее уровень сильно поднялся, хотя на Среднем
Урале весна-лето 2016-го выдались засушливыми.
Главный карьер горы Высокой
Высокогорский
железный рудник на горе Высокой был основан в 1721 году. Добыча железной руды
довольно долго велась открытым способом. Здесь добывались также медные руды и
малахиты. Уже в 19 веке появилось выражение: "Была гора Высокая, стала яма
глубокая".
К концу 20 века эта яма стала не просто глубокая, но и очень
длинная и широкая! Глубина карьера 280 метров, длина свыше 1 км, а ширина около
700 метров. К 1990 году из горы
извлечено 72 млн. куб.м. породы.
Сейчас карьер превращен в шламохранилище
обогатительной фабрики Высокогорского ГОКа. Карьер заполнен примерно на треть
своего объема отходами фабрики и откачиваемой водой из шахты
"Магнетитовая" того же Высокогорского ГОКа.
Добраться до
этого карьера на машине не так просто, как до Гальянского, поскольку
непосредственные подъезды к нему по асфальтированной дороге в ряде мест просто
засыпаны камнями и мусором. Причем, закрыта дорога к оборудованной смотровой
площадке! Но, немного поблуждав вокруг, можно найти весьма неплохие места для
обзора карьера. Подъехать непосредственно к котловану можно с разных сторон: и
с улицы Носова, и с улицы Черных. Последний вариант предпочтительнее – проехав
через гаражи, вы сразу попадете к двум карьерам горы Высокой: Главному и
маленькому. Между ними проходит хорошая грунтовка.
В Сети можно
увидеть фото обоих карьеров со специальной смотровой площадки с вершины горы
Высокой, но полного обзора на Главный карьер с площадки все-таки нет – летом
обзор загораживают деревья. Да и на машине на смотровую площадку не подъедешь:
нужно топать ножками в гору.
С этой точки
(бывшая смотровая площадка карьера) котлован кажется слишком маленьким.
А вот эти фото
сделаны с развалин недалеко от электрической подстанции. Здесь уже истинные
размеры карьера вполне ощутимы.
А вот так
выглядел карьер ранее – до того, как шлам и вода поднялись до сегодняшнего
уровня.
Рядом с Главным карьером расположен маленький
карьер, который называют еще Меднорудянским. Медь в шахтах на этом месте
добывали с 1762 года. Открытым способом рудник стали разрабатывать с 1972 года
и остановили работы в 1988-м. Периодически и сейчас там что-то выковыривают, но
работы длятся недолго и карьер снова консервируют.
По сравнению с большим
карьером на горе Высокой он не производит впечатления. Просто большая яма.
Есть в Тагиле несколько карьеров в северной части
города – за рекой Тагил (Лебяжинское
месторождение). С конца 20-х гг. в карьерах добывалась железная руда, затем
добыча велась шахтным способом (шахта "Эксплуатационная"). Сейчас
шахта закрыта, а карьеры затоплены.
Один карьер на месторождении весьма колоритный, но
близко к его краю подходить не рекомендуется. Сухие отходы шахты в виде песка,
которыми заполнялся этот карьер, весьма склонны к обрушению. Кроме того, из-за
шахтных выработок там случаются провалы грунта.
В Северо-Лебяжинском карьере сейчас купаются
тагильчане.
Да западного карьера Лебяжинского месторождения я не
добрался, поскольку на машине к нему не подъедешь, а идти через густой лес, где
меня ждали голодные клещи, я не
решился. А вот главный специалист по уральским карьерам Михаил Мишайник там
побывал, и сделал весьма впечатляющее фото.
Есть в городе и другие карьеры, но таких больших как
Гальянский или Главный больше нет. Но для одного города и двух огромных
карьеров вполне достаточно, да и западный карьер Лебяжинского месторождения тоже
не маленький (его длина около 500 метров). В общем, туристам есть что
посмотреть в этом городе, а кому карьеров окажется мало – можно посетить еще и
музей Уралвагонзавода, где представлены танки, которые выпускал завод.
Любителям живописи можно порекомендовать местную художественную галерею с
картиной Рафаэля. С карьерами эти учреждения культуры не сравнить, но на
закуску к основному блюду вполне сойдет!
Комментариев нет:
Отправить комментарий