воскресенье, 13 августа 2017 г.

Тур выходного дня: Тагильские карьеры



Нижний Тагил – город с большим туристическим потенциалом. Причем, значительная часть тагильских достопримечательностей – это промышленные объекты (карьеры и шахты), которые в настоящий момент даже не рассматриваются в качестве мест, притягательных для туристов. 

И тагильчан можно понять – они привыкли к этим объектам. Нижний Тагил как сыр Маасдам – в нем повсюду огромные дырки. По количеству карьеров и шахт в черте города – это город № 1 в России, а возможно и в мире! В какой-то мере с Тагилом могут сравниться лишь пермские Березники, но это город, который стоит на шахтах, а карьеров там нет - вместо них в Березниках образуются природные провалы.
Я полагаю, что именно большие карьеры и делают город Нижний Тагил потенциальным туристическим центром Среднего Урала. 
Чтобы адекватно оценить, насколько велик потенциал, следует лично хотя бы разок побывать на большом карьере и заглянуть в огромнейшую яму, стоя на самом краю. Ощущения непередаваемые! Я - человек, который был дважды на плато Гиза, видел Ангкор-Ват, храм Рамзеса в Абу-Симбел, Айя-Софию, Собор святого Петра в Риме, готические соборы Европы, римский акведук в Сеговии – меня трудно удивить грандиозными сооружениями. Тем ни менее, большие карьеры и на меня производят неизгладимое впечатление. Впервые я это понял, осмотрев карьер в Асбесте. Самый длинный карьер в мире не может оставить ни одного человека равнодушным. Откуда на него не посмотри – он со всех сторон просто гигантский! Туда поместится не одна сотня египетских пирамид. 
После знакомства с Асбестовским карьером у меня появилась идея посетить нижнетагильские памятники, созданные при добыче сырья для местной металлургии. Металл в Тагиле делают со времен Петра Первого, так что ямы в земле роют уже три столетия.

Первый карьер, на который, безусловно, стоит заглянуть, находится на въезде в город по Черноисточинскому шоссе. 

Гальянский (Гальяновский) карьер

Эту достопримечательность найти проще всего. С кольца на перекрестке Черноисточинского шоссе и проспекта Октябрьский (где стоит ТЦ "Кит") сворачиваем к производственным зданиям и попадаем на грунтовую разбитую дорогу. Проехав совсем немного, оказываемся прямо у южного края карьера. На перекрестке дорог следует повернуть направо - можно остановиться сразу после поворота. Буквально в паре метров от дороги вам откроется величественное зрелище – Гальянский карьер в полную свою длину, которая составляет более 1 километра (ширина около 300 метров). Иногда его называют Гальяновским, но правильнее именно Гальянским – название произошло от района Нижнего Тагила – Гальянки.
 Весьма удобно, что на лучшую точку для съемки всего карьера можно подъехать прямо на машине. Карьер никак не охраняется и ничем не огорожен. Есть и специальная смотровая площадка на западе карьера, но с нее почти ничего не видно и смысла ее искать нет.  
Это известковый (доломитовый) карьер, который разрабатывается с 1978-го года. До этого рядом шли работы на Горбуновском карьере, который сейчас засыпан отвалами с Гальянского. Основными потребителями известняка являются НТМК и Качканарский ГОК. Помимо известняка добывается разноцветный мрамор и мраморизованные известняки для декоративной отделки.

Не сказал бы, что работа на карьере кипит, но какие-то машины там ездят, перевозя грузы из северной части карьера. 

Южная же постепенно затапливается – в 2015 году там почти не было воды, а через год ее уровень сильно поднялся, хотя на Среднем Урале весна-лето 2016-го выдались засушливыми. 

Главный карьер горы Высокой

Высокогорский железный рудник на горе Высокой был основан в 1721 году. Добыча железной руды довольно долго велась открытым способом. Здесь добывались также медные руды и малахиты. Уже в 19 веке появилось выражение: "Была гора Высокая, стала яма глубокая". 
К концу 20 века эта яма стала не просто глубокая, но и очень длинная и широкая! Глубина карьера 280 метров, длина свыше 1 км, а ширина около 700 метров. К 1990 году  из горы извлечено 72 млн. куб.м. породы. 

Сейчас карьер превращен в шламохранилище обогатительной фабрики Высокогорского ГОКа. Карьер заполнен примерно на треть своего объема отходами фабрики и откачиваемой водой из шахты "Магнетитовая" того же Высокогорского ГОКа. 

 
Добраться до этого карьера на машине не так просто, как до Гальянского, поскольку непосредственные подъезды к нему по асфальтированной дороге в ряде мест просто засыпаны камнями и мусором. Причем, закрыта дорога к оборудованной смотровой площадке! Но, немного поблуждав вокруг, можно найти весьма неплохие места для обзора карьера. Подъехать непосредственно к котловану можно с разных сторон: и с улицы Носова, и с улицы Черных. Последний вариант предпочтительнее – проехав через гаражи, вы сразу попадете к двум карьерам горы Высокой: Главному и маленькому. Между ними проходит хорошая грунтовка.
В Сети можно увидеть фото обоих карьеров со специальной смотровой площадки с вершины горы Высокой, но полного обзора на Главный карьер с площадки все-таки нет – летом обзор загораживают деревья. Да и на машине на смотровую площадку не подъедешь: нужно топать ножками в гору.

С этой точки (бывшая смотровая площадка карьера) котлован кажется слишком маленьким.
 
А вот эти фото сделаны с развалин недалеко от электрической подстанции. Здесь уже истинные размеры карьера вполне ощутимы.

А вот так выглядел карьер ранее – до того, как шлам и вода поднялись до сегодняшнего уровня.

Рядом с Главным карьером расположен маленький карьер, который называют еще Меднорудянским. Медь в шахтах на этом месте добывали с 1762 года. Открытым способом рудник стали разрабатывать с 1972 года и остановили работы в 1988-м. Периодически и сейчас там что-то выковыривают, но работы длятся недолго и карьер снова консервируют. 

По сравнению с большим карьером на горе Высокой он не производит впечатления. Просто большая яма.

Есть в Тагиле несколько карьеров в северной части города – за  рекой Тагил (Лебяжинское месторождение). С конца 20-х гг. в карьерах добывалась железная руда, затем добыча велась шахтным способом (шахта "Эксплуатационная"). Сейчас шахта закрыта, а карьеры затоплены.  

Один карьер на месторождении весьма колоритный, но близко к его краю подходить не рекомендуется. Сухие отходы шахты в виде песка, которыми заполнялся этот карьер, весьма склонны к обрушению. Кроме того, из-за шахтных выработок там случаются провалы грунта.

В Северо-Лебяжинском карьере сейчас купаются тагильчане. 

Да западного карьера Лебяжинского месторождения я не добрался, поскольку на машине к нему не подъедешь, а идти через густой лес, где меня ждали голодные клещи, я  не решился. А вот главный специалист по уральским карьерам Михаил Мишайник там побывал, и сделал весьма впечатляющее фото.  

Есть в городе и другие карьеры, но таких больших как Гальянский или Главный больше нет. Но для одного города и двух огромных карьеров вполне достаточно, да и западный карьер Лебяжинского месторождения тоже не маленький (его длина около 500 метров). В общем, туристам есть что посмотреть в этом городе, а кому карьеров окажется мало – можно посетить еще и музей Уралвагонзавода, где представлены танки, которые выпускал завод. Любителям живописи можно порекомендовать местную художественную галерею с картиной Рафаэля. С карьерами эти учреждения культуры не сравнить, но на закуску к основному блюду вполне сойдет!

Комментариев нет:

Отправить комментарий