понедельник, 20 февраля 2017 г.

Тур выходного дня: Качканар



Качканар, Качканар – городок не велик, и не мал… Город - один из самых молодых на Урале, дата его основания – 1957 год. Качканар – ребенок горно-обогатительного комбината "Ванадий", созданного для добычи и обогащения железной руды, обнаруженной в этих местах. Сейчас в этом населенном пункте на склоне горы Качканар проживает почти 40 тысяч человек.

240 километров от Екатеринбурга до Качканара – немаленькое расстояние (3 часа на автомобиле). Стоит ли  его преодолевать, чтобы посмотреть на город горняков? Ради самого поселения – вряд ли. Ничего интересного в городе нет: куда ни кинешь взгляд – кругом обычные панельные дома – хрущевки и брежневки, сетевые магазины и несколько современных торговых центров. 


Есть рядом с Качканаром буддийский монастырь – именно ему посвящена большая часть тех вестей, которые доносятся из этого горного края. Православных уральцев сильно интересует: снесут монастырь этих богохульников или нет? Снесут без всяких вопросов – и нечего тут обсуждать. Чтобы уйти в нирвану, мест на Урале хоть отбавляй, а вот месторождений железосодержащих руд осталось не так уж и много. А монастырь как раз пристроился на одном из гигантских месторождении, поэтому ему придется переехать. Пока монастырь существует, именно он считается главной городской достопримечательностью, но лично я ради таких "коврижек" в такую даль не поехал бы. 


Отправился я в Качканар исключительно ради того, чтобы полюбоваться на индустриальные красоты. Уж очень аппетитно выглядят со спутника три больших карьера по добыче железной руды и три отсека огромного шламохранилища (размером с Качканар!), которые расположены на территории между городом и небольшим поселком Валериановск.
Проблема с их осмотром только одна: не очень-то просто добраться до большинства из карьеров – все они находятся на производственной территории работающего ГОКа. Тем ни менее, осмотреть Главный карьер мне удалось. 

Но сначала я полюбовался на Западное шламохранилище (или западный отсек), которое находится прямо у автомобильной дороги Качканар-Валериановск. 

 
 
Если не знать, что здесь собраны отходы Качканарского ГОКа после обогащения руды, то можно принять его за весьма приятное озеро с нежным зеленоватым цветом воды… Так бы и поплавал в нем.

За "озером" виднеются отходы комбината в твердой форме. Эти отходы гораздо более опасны, чем жидкий шлам, поскольку пыль с этих отвалов разносится по округе.

Главный карьер ГОКа достаточно большой (около 1,5 км в диаметре), но не гигантский. И мне он не показался глубоким, хотя в Сети я встречал сведения, что его глубина 380 метров. 

 

Думаю, что кто-то явно ошибся с этими цифрами – у карьера в расположенной поблизости Кушве глубина 300 метров, но он выглядит более внушительным, чем в Качканаре. На глазок я бы определил глубину Главного карьера в 200-250 метров.  


Добраться до карьера непросто: на машине к нему не подъедешь, поэтому пришлось топать около километра по производственной территории ГОКа. Были у меня некоторые опасения, что там есть служба безопасности, но никто не обратил на меня никакого внимания. 

Благодаря долгой прогулке удалось увидеть, что на комбинате весьма развитое железнодорожное хозяйство: там несколько путей, по которым часто курсируют составы с рудой. А женский голос кричит на всю округу, чтобы побереглись: "по пятому пути идет состав!". Все как на нормальной железнодорожной станции. 
От Главного карьера пешочком можно дотопать и до Северного, но уж очень долго идти. Судя по карте, размеры Северного чуть-чуть побольше. Глубина его около 200 метров. 
А вот Западный карьер можно увидеть, поднимаясь к буддийскому монастырю. И поскольку туда лезет много любопытных, то его фото в Сети встречаются часто. 

А вот и здание Качканарского ГОКа. Такое впечатление, что никаких ремонтных работ на нем не было с момента постройки.
 Не скажу, что увиденные индустриальные красоты меня сильно впечатлили, но все-таки съездил я не зря. Поездка получилась познавательной. Уральские города-заводы чаще всего выглядят весьма депрессивно, но Качканар отнюдь не такой. Неприятного осадка после поездки по нему не возникает. Еще бы "лежачих полицейских" поменьше…


Комментариев нет:

Отправить комментарий