Качканар, Качканар – городок не
велик, и не мал… Город - один из самых молодых на Урале, дата его основания –
1957 год. Качканар – ребенок горно-обогатительного комбината
"Ванадий", созданного для добычи и обогащения железной руды,
обнаруженной в этих местах. Сейчас в этом населенном пункте на склоне горы
Качканар проживает почти 40 тысяч человек.
240 километров от Екатеринбурга
до Качканара – немаленькое расстояние (3 часа на автомобиле). Стоит ли его преодолевать, чтобы посмотреть на город
горняков? Ради самого поселения – вряд ли. Ничего интересного в городе нет:
куда ни кинешь взгляд – кругом обычные панельные дома – хрущевки и брежневки,
сетевые магазины и несколько современных торговых центров.
Есть рядом с Качканаром буддийский
монастырь – именно ему посвящена большая часть тех вестей, которые доносятся из
этого горного края. Православных уральцев сильно интересует: снесут монастырь
этих богохульников или нет? Снесут без всяких вопросов – и нечего тут
обсуждать. Чтобы уйти в нирвану, мест на Урале хоть отбавляй, а вот
месторождений железосодержащих руд осталось не так уж и много. А монастырь как
раз пристроился на одном из гигантских месторождении, поэтому ему придется
переехать. Пока монастырь существует, именно он считается главной городской
достопримечательностью, но лично я ради таких "коврижек" в такую даль
не поехал бы.
Отправился я в Качканар
исключительно ради того, чтобы полюбоваться на индустриальные красоты. Уж очень
аппетитно выглядят со спутника три больших карьера по добыче железной руды и
три отсека огромного шламохранилища (размером с Качканар!), которые расположены
на территории между городом и небольшим поселком Валериановск.
Проблема с их осмотром только
одна: не очень-то просто добраться до большинства из карьеров – все они
находятся на производственной территории работающего ГОКа. Тем ни менее,
осмотреть Главный карьер мне удалось.
Но сначала я полюбовался на
Западное шламохранилище (или западный отсек), которое находится прямо у
автомобильной дороги Качканар-Валериановск.
Если не знать, что здесь
собраны отходы Качканарского ГОКа после обогащения руды, то можно принять его
за весьма приятное озеро с нежным зеленоватым цветом воды… Так бы и поплавал в
нем.
За "озером" виднеются
отходы комбината в твердой форме. Эти отходы гораздо более опасны, чем жидкий
шлам, поскольку пыль с этих отвалов разносится по округе.
Главный карьер ГОКа достаточно
большой (около 1,5 км в диаметре), но не гигантский. И мне он не показался
глубоким, хотя в Сети я встречал сведения, что его глубина 380 метров.
Думаю, что кто-то явно ошибся с
этими цифрами – у карьера в расположенной поблизости Кушве глубина 300 метров,
но он выглядит более внушительным, чем в Качканаре. На глазок я бы определил
глубину Главного карьера в 200-250 метров.
Добраться до карьера непросто:
на машине к нему не подъедешь, поэтому пришлось топать около километра по
производственной территории ГОКа. Были у меня некоторые опасения, что там есть
служба безопасности, но никто не обратил на меня никакого внимания.
Благодаря долгой прогулке
удалось увидеть, что на комбинате весьма развитое железнодорожное хозяйство:
там несколько путей, по которым часто курсируют составы с рудой. А женский
голос кричит на всю округу, чтобы побереглись: "по пятому пути идет состав!".
Все как на нормальной железнодорожной станции.
От Главного карьера пешочком
можно дотопать и до Северного, но уж очень долго идти. Судя по карте, размеры
Северного чуть-чуть побольше. Глубина его около 200 метров.
А вот Западный
карьер можно увидеть, поднимаясь к буддийскому монастырю. И поскольку туда
лезет много любопытных, то его фото в Сети встречаются часто.
А вот и здание Качканарского ГОКа. Такое
впечатление, что никаких ремонтных работ на нем не было с момента постройки.
Не скажу, что увиденные
индустриальные красоты меня сильно впечатлили, но все-таки съездил я не зря.
Поездка получилась познавательной. Уральские города-заводы чаще всего выглядят
весьма депрессивно, но Качканар отнюдь не такой. Неприятного осадка после
поездки по нему не возникает. Еще бы "лежачих полицейских" поменьше…
Комментариев нет:
Отправить комментарий