среда, 9 ноября 2016 г.

Как я провел бабье лето

        Бабье лето-2016 на Урале выдалось недолгим. Всего четыре дня на все про все. Народ по старой советской привычке рванул за грибами, а я отправился в пеший фотопоход – в Первоуральск. Почему туда? Все просто – это настоящий город чудес! Я десятки раз бывал там на автомобиле, но к главным чудесам Первоуральска на четырех колесах не подобраться. Спросите, какие могут быть чудеса в этой промышленной помойке? – Такие, которые и свойственны промышленным помойкам. Немного терпения.  


В субботу утром я сел на электричку и через 50 минут добрался до станции Новоталица, откуда и отправился на прогулку вдоль Первоуральского новотрубного завода.

Он жив и здоров, дыхание нормальное.

Дорога рядом с новотрубным из окна машины никогда не казалась мне красивой. Но в пору "золотой осени" и она преобразилась.

Трубы Первоуральской ТЭЦ выглядят весьма симпатично и совсем не дымят, но это обманчивое затишье. С наступлением холодов три из них (на которых нет антенн сотовой связи) пашут без остановки.

А вот эта непонятно откуда идущая маленькая труба прямо у дороги дымит и в  теплую погоду! Чудеса!
От проходной новотрубного завода я отправился к главному поставщику чудесного в Первоуральске – бывшему заводу "Хромпик " (сейчас называется "Русский хром 1915"). По дороге мне встретился необычный арт-объект, которого никак не ожидаешь увидеть здесь – к тому же вдали от жилых кварталов.

 

Химический завод "Русский хром 1915" находится прямо напротив железнодорожной станции "Первоуральск". Сколько раз проезжал здесь на электричке, но труб "Хромпика" не замечал, что очень странно – одна из них так смачно извергает дым, что сразу закрадывается подозрение, что про газоочистку на этом предприятии и не слышали.
Рядом с  проходной завода висит сомнительный призыв. Почему сомнительный? Дело в том, что "слава" этого предприятия заключается лишь в том, что за десятилетия работы оно произвело миллионы тонн отходов, содержащих токсичный шестивалентный хром. Отходы складируются прямо тут же – на производственной территории, совсем рядом с жилыми кварталами.
Обычно на Урале вода имеет две цветовые гаммы: она грязная в естественных водоемах и синяя (светло-синяя) в бывших карьерах. В Первоуральске благодаря "Хромпику" цветовой спектр воды значительно расширяется: там можно встретить водоемы и водоемчики с зеленой, желтой и красной водой! А еще и с марганцовым оттенком!
Токсичные хромовые отходы в жидком виде сначала сливаются в маленький прудик. Очень приятный цвет воды. Немало я поколесил по Уралу, но такой водички больше не встречал.

 
Потом вода перетекает в пруд побольше, откуда попадает на станцию нейтрализации.
После посещения станции очищенную воду закачивают в другой водоем – больше первых двух вместе взятых.
В этом последнем "озере" вода имеет какой-то марганцовый оттенок. Когда я там проходил, то меня напугали утки, которые взлетели с водной глади прямо рядом со мной. Ну, раз там плавают утки и еще могут летать после этого, то значит вода практически чистая. По уральским меркам. Так считает и руководство "Русского хрома". Поэтому воду из этого пруда сбрасывают в реку Чусовую. В результате река оказывается чрезвычайно грязной! Отчего – непонятно!  Чудеса, да и только!

Что удивительно, но проход к зеленым прудам абсолютно свободный. Нет ни охраны, ни даже шлагбаумов по дороге. Не так давно зимой в один из водоемов провалилась девочка и получила сильные химические ожоги. И странно, что пострадала она одна. Ближайшие жилые дома примерно в ста метрах, и детишек там бегает немало.
Взрослые в токсичную воду вроде не попадали, но они преспокойно собирают грибы в ближайшем лесочке – как раз между "Хромпиком" и его прудами! По какой-то причине подобное соседство их ничуть не смущает. Как и тот факт, что от Среднеуральского медеплавильного завода, который десятилетиями загрязнял прилегающую местность свинцом и мышьяком, до этого места всего чуть более 3-х километров. А ведь грибы просто обожают свинец!
Но самая большая достопримечательность, которую "Хромпик" подарил городу – это его огромное шламохранилище, где наряду с жидкими отходами собраны хромовые отходы в твердом виде. Добраться до него не так просто, но если я чего решил…  

 
И вот я наверху – виды там открываются просто замечательные. Судя по картам Гугл на этом шламохранилище можно сделать и более эффектные снимки, но долго гулять я там не решился. Ведь на них не растет вообще ничего! Никакой жизни на этих отходах нет! Даже в Карабаше рядом с местным медеплавильным комбинатом – этим сернокислотным убийцей встречается растительность. А здесь нет. Так что разгуливать по этим отходам явно небезопасно.

Вид со шламохранилища в сторону жилых домов, которые находятся за деревьями, примерно в 150 метрах.

За пределами хранилища я встретил вот такую лужу. Вполне очевидно, что "добро", которое накопил завод (как выражаются сами хромпиковцы - его "слава"), явно подбирается все ближе к людям.
Покорение шламохранилища прошло успешно, но не совсем. Спустившись с него, я вдруг ощутил странную свободу в коленях. Посмотрел вниз, а там…

Вот это да! Мои потертые боевые джинсы вдруг превратились в гораздо более модный вариант! И как удачно! Ровненько и на одинаковую длину… Правда, я не перевариваю рваные джинсы, да и по возрасту они мне совершенно не подходят, но что делать, когда ты в 30 километрах от дома?… Пришлось продолжить поход в образе модного парня. 

Следующим объектом, к которому я отправился, был карьер по добыче железной руды на горе Магнитной. Давно я собирался посмотреть на этот гигантский котлован длиной около 3,5 километров, но подобраться к нему нелегко, поскольку в карьере до сих пор ведутся работы. От посторонних он огражден с севера забором и КПП на подъездных путях, а южнее доступ к нему перекрыт высокими отвалами и лесным массивом. Это отнюдь не Асбестовский карьер, где на машине можно подъехать прямо к смотровой площадке.
По карте мне показалось, что пешочком подобраться к карьеру лучше всего с северо-востока. Как оказалось впоследствии, это было неправильное решение.

 
 

Сначала мне пришлось обойти озеро, продраться через густой лесок, помойки, какие-то шлаковые кучи – и все это только для того, чтобы только очутиться у подножия отвалов карьера.

Когда-то здесь сверху самосвалы сваливали породу.
Пришлось стать альпинистом и штурмовать три склона, сложенных из громадных камней, один за другим.

Одно здорово – виды с отвалов открывались просто великолепные!
 
 
Наконец я поднялся на самый верх, но карьера не обнаружил. Оказалось, что в этом месте до него идти и идти.

 
Лишь минут через десять я добрался до края карьера! А потом по дороге идущей вдоль котлована отправился на юг, чтобы сфотографировать его целиком, но меня догнали местные охранники на машине. Подозреваю, что где-то я попал в объектив видеокамеры. Кто такой? – спросили меня. – Турист!
Честно говоря, мне стало как-то не по себе. Раньше меня охрана на подобных объектах не вылавливала. Времена-то нынче суровые, страна в кольце врагов! Пятая колонна по заданию иностранных разведок шастает туда-сюда! А здесь объект наверняка стратегический – на Урале иных и не бывает. Опорный край державы как-никак! Возьмут и шлепнут как шпиона на краю котлована....
В телевизоре так бы и было, но, к счастью, реальная жизнь в России сильно отличается от телевизионной, которой москвичи закормили всю страну. Сколько я не путешествую, мне всегда попадаются вполне приличные люди – даже в самых глухих местах. Вот и здесь охранники посмотрели в мои честные глаза – и отпустили меня. Даже немного подвезли на автомобиле и объяснили, как не попасться в лапы другим охранникам – более суровым.
 
Прогулявшись по дороге вдоль карьера, я добрался до его южной оконечности и сфотографировал котлован во всю его немаленькую длину.  Мечта исполнилась!
Одно плохо – он не такой глубокий, как я ожидал. Максимальная глубина карьера всего-то чуть более ста метров. Поэтому он не кажется таким величественным, как Асбестовский или Кушвинский карьеры. Я уж не говорю про Коркинского гиганта (более 500 метров глубиной и диаметром около 3 км).
На обратном пути я нашел наиболее простой путь добраться до карьера горы Магнитной. От Новомосковского тракта в его сторону идет грунтовая дорога. По ней нужно проехать около километра, а потом пройти метров триста по лесу и вы окажетесь на самой южной точке карьера.
Когда я из леса вышел на грунтовую дорогу, то двинулся на север – обратно к Первоуральску. Времени до электрички было еще достаточно, и я еще подумывал завернуть к Среднеуральскому медеплавильному заводу, чтобы полюбоваться его кислотными отвалами… И тут у меня отказала правая нога…. Перестала сгибаться – и все! А прошел я к этому времени всего-то километров пятнадцать. Правда, взял штурмом и шламохранилище, и отвалы карьера, но все-таки маловато нога проработала…
Используя правую ногу как костыль, я поковылял по лесной дороге до станции, оставив идею об отвалах СУМЗа. По дороге волей-неволей мне пришлось проникнуться всей мудростью народной поговорки: рожденный ездить – ходить не может! Если ты годами преодолеваешь пространство в основном на своем железном коне или общественном транспорте, то даже небольшой пеший поход может превратить тебя во временного инвалида.


Двигался я по весьма симпатичному осеннему лесу, но насколько же он загажен! Там сплошные помойки!

К счастью, встретились по дороге и более симпатичные места. Практически идеальные для пейзажной фотосъемки.


Разорванные штаны, ядовитые водоемы, покоренные отвалы, встреча с охраной, карьер, отказавшая нога и пара сотен фотографий первоуральских достопримечательностей - в общем и целом, поход удался. Во всяком случае, такой отдых гораздо лучше, чем поиск поганок в лесу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий