Город Верхний Уфалей Челябинской области – один из
центров никелевой промышленности России. В 1933 году здесь был построен первый в
СССР никелевый завод, руду для которого добывали на нескольких месторождениях вблизи
от города. К настоящему дню общее количество месторождений никеля в Уфалейском
районе достигло 14-ти. Большая часть из них разрабатывалась открытым способом -
карьерами. Эти карьеры были выработаны, закрыты и сейчас почти все они
затоплены грунтовыми водами. Таким образом, активная техногенная деятельность
человека привела к тому, что местность возле Верхнего Уфалея стала настоящим
озерным краем. Часть из этих искусственных озер позабыта-позаброшена, но
некоторые стали весьма популярны среди туристов, дайверов, а в жаркое летнее
время и у отдыхающих граждан, желающих освежиться.
Учитывая, что на картах названий этих новых озер
(карьеров) практически нет, то существует определенная неясность, как их
обозначать. В сетевых статьях наблюдается жуткая путаница даже с названиями
наиболее популярных карьеров-озер. Я разобрался с ними только с помощью сайта
"Минералы и месторождения России и стран ближнего зарубежья" (webmineral.ru), где указаны названия месторождений.
Логично, что и озера на их месте должны называться точно также.
Самые красивые и популярные карьеры расположены
около поселка Черемшанка.
Самый большой карьер у Черемшанки - Старо-Черемшанский.
Разрабатывался с 1948 по 1986 год. Выгребли из него 7,7 млн. тонн руды.
Содержание никеля в руде – чуть более 1 %. Это отнюдь не мало - подобное
содержание никеля в руде характерно для всех Верхне-Уфалейских месторождений.
Сейчас это озеро длиной 900 метров и максимальной шириной – 400 м.
К краям карьера можно подъехать в паре мест на
автомобиле, а одна из дорог ведет прямо к воде. Дорога, по которой спускаешься
в карьер – отвратительная, но в сухую погоду можно проехать и на легковой
машине. А вот после дождичка рисковать не стоит – там очень крутой спуск и
подняться по нему, когда скользко, сможет не каждый автомобиль.
Соседний карьер называется Ново-Черемшанским.
Диаметр котловины – 1,5 км, глубина – 350 м. Копали этот котлован с 1936 по
1988 год. Добыли около 6 млн. тонн руды. Длина озера в карьере составляет 500
метров.
Это самый красивый карьер не просто из всех
Верхне-Уфалейских, а из тех нескольких десятков уральских карьеров, которые я
видел (а побывал я на всех наиболее известных карьерах Свердловской области и
нескольких южноуральских). Своими очертаниями он напоминает "восьмерку".
В нем особо не покупаешься, поскольку рядом до сих
ведутся работы, и спуск к воде до недавнего времени охранялся, но вот
фотографии можно сделать минимум с двух смотровых площадок. Причем, к ним
можно спокойно подъехать на легковом автомобиле, и дорога здесь гораздо лучше,
чем у Старо-Черемшанского карьера.
Главное, не испугаться "БелАЗов", которые
гоняют туда-сюда по одному из участков, и выбрать на развилке дорог
правильную.
К сожалению, одна из площадок для фотографирования
напрочь испорчена дурно пахнущей помойкой. Мест, куда можно сбрасывать мусор в
этой местности – просто уйма. Включая те места, где люди никогда не появляются.
Но нет! Местные свиньи выбрали именно тот закуток, куда приезжают туристы и
весь его загадили! Даже залили белой краской дерево!
На восток от Черемшанских карьеров расположены еще
два немаленьких карьера – на карте они находятся южнее заброшенной деревни
Сельки.
Северный карьер - Синарский. Теперь это
обычное озеро (длиной 850 м), но с очень крутыми берегами. К воде спуститься
весьма непросто.
На юге находится Черноозерский карьер (длина
озера – 730 м). Работы по добыче руды велись в 1958-1971 гг. Было добыто более
3 млн. тонн.
Проезжая рядом с карьером на машине, следует быть
осторожным, поскольку рядом с дорогой произошел оползень.
В Верхнем Уфалее имеются еще два небольших карьера:
Тюленевский и Крестовский, а чуть южнее города – Шелеинский карьер.
Последний разрабатывался с 1931-го по 1964 год. Было добыто 4,4 млн. тонн руды.
Шелеинский котлован был бы весьма симпатичным озером
(длина 600 м, ширина - около 400 м), если бы в него не стали сбрасывать шлак с
никелевого комбината.
Если вы от Черемшанских карьеров отправитесь на север - к
Кладовским карьерам (или наоборот), то можно завернуть и к небольшому Рогожинскому
карьеру. Он еще не затоплен, но через несколько лет и здесь будет небольшое
озеро.
Как доехать до Верхне-Уфалейских карьеров? Из
Челябинской области добраться до них просто – через Верхний Уфалей. Дорога к городу и от
него к карьерам вполне приличная. А вот свердловчанам можно выбирать из 3-х
дорог. Две более короткие – через Полевской –Полдневую. Из Полдневой можно
добираться двумя путями – по направлению к деревне Кладовка, осмотрев по пути
Кладовские карьеры, или вдоль озера Иткуль. Так вот, оба этих пути –
отвратительные! На границе Свердловской и Челябинской областей дорога в
привычном понимании исчезает. Проехать там можно, но это не автомобильная
дорога! Полотно на обеих "трассах" разбито напрочь! Из одной ямы тут
же попадаешь в другую, поэтому ни о какой нормальной езде на автомобиле
говорить не приходится.
Если ехать через Кладовку, то в Челябинской области вас
встретит разбитая в хлам грунтовка (средняя скорость 10-15 км в час), а на
дороге вдоль Иткуля – разбитый в пыль асфальт (скорость будет чуть-чуть повыше
за счет отдельных участков, где можно разогнаться и до 50 км в час). Похоже,
что обе дороги были построены еще при Брежневе или даже Хрущеве и с тех пор не
ремонтировались. Вероятно, что руководство Челябинской области считает
Свердловскую область вражеской территорией, поэтому и забросило дороги в нашу
сторону – нечего, мол, ездить к врагам! Спасибо, хоть надолбы на дороге не
возвели!
Так что из Екатеринбурга добираться до карьеров
правильнее в обход: через Челябинский тракт, с которого нужно повернуть на
шоссе до Касли, а оттуда к Верхнему Уфалею. Получится километров на 30-40
дальше, но доедете явно быстрее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий