среда, 19 октября 2016 г.

Тур выходного дня: Верхне-Уфалейские карьеры

Город Верхний Уфалей Челябинской области – один из центров никелевой промышленности России. В 1933 году здесь был построен первый в СССР никелевый завод, руду для которого добывали на нескольких месторождениях вблизи от города. К настоящему дню общее количество месторождений никеля в Уфалейском районе достигло 14-ти. Большая часть из них разрабатывалась открытым способом - карьерами. Эти карьеры были выработаны, закрыты и сейчас почти все они затоплены грунтовыми водами. Таким образом, активная техногенная деятельность человека привела к тому, что местность возле Верхнего Уфалея стала настоящим озерным краем. Часть из этих искусственных озер позабыта-позаброшена, но некоторые стали весьма популярны среди туристов, дайверов, а в жаркое летнее время и у отдыхающих граждан, желающих освежиться.  
 
Учитывая, что на картах названий этих новых озер (карьеров) практически нет, то существует определенная неясность, как их обозначать. В сетевых статьях наблюдается жуткая путаница даже с названиями наиболее популярных карьеров-озер. Я разобрался с ними только с помощью сайта "Минералы и месторождения России и стран ближнего зарубежья" (webmineral.ru), где указаны названия месторождений. Логично, что и озера на их месте должны называться точно также.

Самые красивые и популярные карьеры расположены около поселка Черемшанка.

Самый большой карьер у Черемшанки - Старо-Черемшанский. Разрабатывался с 1948 по 1986 год. Выгребли из него 7,7 млн. тонн руды. Содержание никеля в руде – чуть более 1 %. Это отнюдь не мало - подобное содержание никеля в руде характерно для всех Верхне-Уфалейских месторождений. Сейчас это озеро длиной 900 метров и максимальной шириной – 400 м.

К краям карьера можно подъехать в паре мест на автомобиле, а одна из дорог ведет прямо к воде. Дорога, по которой спускаешься в карьер – отвратительная, но в сухую погоду можно проехать и на легковой машине. А вот после дождичка рисковать не стоит – там очень крутой спуск и подняться по нему, когда скользко, сможет не каждый автомобиль.
 
Соседний карьер называется Ново-Черемшанским. Диаметр котловины – 1,5 км, глубина – 350 м. Копали этот котлован с 1936 по 1988 год. Добыли около 6 млн. тонн руды. Длина озера в карьере составляет 500 метров.
Это самый красивый карьер не просто из всех Верхне-Уфалейских, а из тех нескольких десятков уральских карьеров, которые я видел (а побывал я на всех наиболее известных карьерах Свердловской области и нескольких южноуральских). Своими очертаниями он напоминает "восьмерку". 

В нем особо не покупаешься, поскольку рядом до сих ведутся работы, и спуск к воде до недавнего времени охранялся, но вот фотографии можно сделать минимум с двух смотровых площадок. Причем, к ним можно спокойно подъехать на легковом автомобиле, и дорога здесь гораздо лучше, чем у Старо-Черемшанского карьера.  

Главное, не испугаться "БелАЗов", которые гоняют туда-сюда по одному из участков, и выбрать на развилке дорог правильную. 

К сожалению, одна из площадок для фотографирования напрочь испорчена дурно пахнущей помойкой. Мест, куда можно сбрасывать мусор в этой местности – просто уйма. Включая те места, где люди никогда не появляются. Но нет! Местные свиньи выбрали именно тот закуток, куда приезжают туристы и весь его загадили! Даже залили белой краской дерево!

На восток от Черемшанских карьеров расположены еще два немаленьких карьера – на карте они находятся южнее заброшенной деревни Сельки.

Северный карьер - Синарский. Теперь это обычное озеро (длиной 850 м), но с очень крутыми берегами. К воде спуститься весьма непросто. 

На юге находится Черноозерский карьер (длина озера – 730 м). Работы по добыче руды велись в 1958-1971 гг. Было добыто более 3 млн. тонн.
Проезжая рядом с карьером на машине, следует быть осторожным, поскольку рядом с дорогой произошел оползень.

В Верхнем Уфалее имеются еще два небольших карьера: Тюленевский и Крестовский, а чуть южнее города – Шелеинский карьер. Последний разрабатывался с 1931-го по 1964 год. Было добыто 4,4 млн. тонн руды. 

 
Шелеинский котлован был бы весьма симпатичным озером (длина 600 м, ширина - около 400 м), если бы в него не стали сбрасывать шлак с никелевого комбината.

Если вы от Черемшанских карьеров отправитесь на север - к Кладовским карьерам (или наоборот), то можно завернуть и к небольшому Рогожинскому карьеру. Он еще не затоплен, но через несколько лет и здесь будет небольшое озеро. 

Как доехать до Верхне-Уфалейских карьеров? Из Челябинской области добраться до них просто – через Верхний Уфалей. Дорога к городу и от него к карьерам вполне приличная. А вот свердловчанам можно выбирать из 3-х дорог. Две более короткие – через Полевской –Полдневую. Из Полдневой можно добираться двумя путями – по направлению к деревне Кладовка, осмотрев по пути Кладовские карьеры, или вдоль озера Иткуль. Так вот, оба этих пути – отвратительные! На границе Свердловской и Челябинской областей дорога в привычном понимании исчезает. Проехать там можно, но это не автомобильная дорога! Полотно на обеих "трассах" разбито напрочь! Из одной ямы тут же попадаешь в другую, поэтому ни о какой нормальной езде на автомобиле говорить не приходится. 
Если ехать через Кладовку, то в Челябинской области вас встретит разбитая в хлам грунтовка (средняя скорость 10-15 км в час), а на дороге вдоль Иткуля – разбитый в пыль асфальт (скорость будет чуть-чуть повыше за счет отдельных участков, где можно разогнаться и до 50 км в час). Похоже, что обе дороги были построены еще при Брежневе или даже Хрущеве и с тех пор не ремонтировались. Вероятно, что руководство Челябинской области считает Свердловскую область вражеской территорией, поэтому и забросило дороги в нашу сторону – нечего, мол, ездить к врагам! Спасибо, хоть надолбы на дороге не возвели!
Так что из Екатеринбурга добираться до карьеров правильнее в обход: через Челябинский тракт, с которого нужно повернуть на шоссе до Касли, а оттуда к Верхнему Уфалею. Получится километров на 30-40 дальше, но доедете явно быстрее. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий