четверг, 28 октября 2021 г.

Карьер в Учалах и лисий налог

 

Моя первая поездка на грандиозный медно-цинковый карьер в башкирских Учалах оказалась неудачной: несмотря на то, что я приехал туда осенью в хорошую солнечную погоду, карьер глубиной около 400 метров был под завязку заполнен дымкой (на фото внизу). 

 

Вторая поездка в Учалы поначалу грозила закончиться очередным фиаско, поскольку проход к краю карьера в его северной части за прошедшие несколько лет изменился до неузнаваемости. Там, где я ранее спокойно подошел довольно близко к самому краю карьера, проведены работы по отсыпке отвалов и прокладке дорог, поэтому просто так до гигантской ямы не доберешься. 

К счастью, есть и другой путь к цели. Чтобы не штурмовать отвалы, нужно пробираться через лес, направляясь к нанесенной на карте смотровой площадке (надпись «законсервированный цинковый карьер»).

В лесу есть места, где отвалы совсем невысокие и, преодолев их, вы сразу попадете на производственную дорогу карьера, отсыпанную огромными камнями (по которым удобнее всего гулять в сапогах). По дороге вы спокойно спуститесь к краю карьера (если одели сапоги), где и расположена смотровая площадка.

Карьер в Учалах входит в число самых больших на Урале: длина – примерно 1,8 км, ширина – ок. 900 м). 

 

На этом фото вверху видно смотровую площадку, которую создали, разумеется, не для диких туристов. Их в Учалинском карьере не ждут, но и не отлавливают, поскольку карьер давно законсервирован. Учалинский ГОК в настоящее время добывает руду только подземным способом. 

Но не только карьером интересно это место. Не удивляйтесь, если в лесу у карьера к вам подойдет лиса, которая взимает с заезжих туристов лисий налог – разнообразные мясные вкусняшки. 

Я даже немного испугался, когда она стала преследовать меня, поскольку существует устойчивое мнение, что лисицы, выходящие к людям, наверняка бешеные. Эта лисичка с маниакальным упорством шла за мной метров сто до самой машины (не обращая внимания на мои попытки ее отогнать), но сильно сомневаюсь, что она больна. 

Вероятно, лиса привыкла, что ее кормят приезжающие туристы, поэтому не боится людей и по привычке требует подношений. Убедившись, что ничего кроме хлеба у меня нет, лисица перебежала шоссе и отправилась по своим делам. 

Кроме карьера, в Учалах можно осмотреть сам город с горы, на которой разместился Учалинский ГОК, но лично я удачных точек для съемок так и не нашел. Да и смотреть там, внизу, особенно не на что.


В центре города на улице Ленина расположен Парк культуры и отдыха с колесом обозрения, но опять же неясно, какой смысл крутиться на этом колесе, если со всех сторон тебя окружают пейзажи типичного советского промышленного городка?…

Сами Учалы для туриста интереса не представляют, чего не скажешь про великолепные природные пейзажи Башкирии, которые можно найти поблизости от города. Их много вдоль трассы на Миасс, а если свернуть с нее к озеру Аушкуль (деревня Старобайрамгулово), то можно запечатлеть фотогеничную гору Ауштау (644 метра). Лучше всего подняться на нее, но, к сожалению, на это нужно немало времени, которого у меня не было. Да и снимать гору лучше, находясь за озером, а не со стороны дороги, как это делал я… 

А недалеко от Старобайрамгулово я встретил еще одну достопримечательность…


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий