среда, 22 декабря 2021 г.

Златоуст и Миасс: по заветам Чебурашки.

 

Если вас посетит странная мысль съездить в Златоуст, чтобы познакомиться с его достопримечательностями, выкиньте ее из головы. Этот город не для туриста.

 

В теории у него много плюсов: он расположен в красивой горной местности (самый высокогорный город Урала!), в нем имеются различные исторические достопримечательности, музей холодного оружия, высокогорный трамвай. Рядом с городом приютился национальный парк «Таганай» и совсем неподалеку расположены карьеры Сатки и Бакала. Казалось бы, сам бог велел приехать в Златоуст, если у вас появилась мысль попутешествовать по Уралу на автомобиле, но все-таки лучше не рисковать и проехать мимо. 

В Златоусте проживает всего-то около 165 тысяч человек, но его площадь составляет 236 кв. километров! Чтобы понять, как это много, скажу, что полуторамиллионный Екатеринбург уместился на 468 кв.км. Получается, что территория самого большого уральского мегаполиса всего в 2 раза больше, чем у Златоуста! 

 Турист приезжает в провинциальный уральский город, а он оказывается огромным! Это приводит к тому, что от одного необходимого тебе объекта до другого такие же расстояния как в обычном мегаполисе. Пешком там передвигаться невозможно, а на машине ездить крайне некомфортно.

Во многом это вызвано хаотичной застройкой города, который возводился по строительным принципам, завещанным нам Чебурашкой. Помните его знаменитое высказывание: мы строили, строили и наконец построили?.. Примерно так произошло и в Златоусте: его строили, строили без какого-либо плана и построили! Златоуст – типичный уральский городок, который возник вокруг построенного завода. От завода в горы как грибы после дождя полезли жилые дома, которые заполонили всю округу. В советское время часть из них надо было бы снести, чтобы проложить нормальные дороги, но этого не сделали, оставив все до лучших времен.

Отчасти лучше ситуация в южной части Златоуста, которая на самом деле больше похожа на самостоятельное поселение, поскольку она отделена от старого Златоуста несколькими километрами леса, но и там не так много понятной для автомобилистов квартальной застройки. Из-за этого ориентироваться в городе очень сложно. Чуть свернул не туда, и уже непонятно без обращения к карте, как вернуться обратно.

Еще хуже, что даже на основных магистралях Златоуста проложены бесконечные пешеходные переходы без установки светофоров. Златоуст – большой город, но дорожное движение организовано в нем как в маленьком городишке, что не может не раздражать приезжих жителей мегаполисов. По сути, все наше внимание в поездке по этому незнакомому городу сосредоточено на том, чтобы кого-нибудь не переехать. В таких условиях не до осмотра местных достопримечательностей. Если они и были там, где я проезжал, я их не заметил.

В принципе во всех провинциальных городах схожая организация дорожного движения, но типичный город в уральской провинции гораздо меньше Златоуста: в нем легче ориентироваться, там мало пешеходов и автомобилей. Поэтому небольшое количество светофоров в маленьком городе не ощущается так остро.

Еще один минус Златоуста в том, что иногородним водителям трудно выехать из города. В течение нескольких дней я выбирался из Златоуста на трассу М-5, чтобы отправиться к различным достопримечательностям, расположенным поблизости от города. Обычно в провинциальных городах нет никакой проблемы, чтобы найти выезд на загородную трассу даже без карты: нужно придерживаться главной дороги, а она выведет к цели. Проблема в том, что в Златоусте выезды на федеральную автодорогу М-5 организованы ужасно. В городе мало указателей, показывающих направление выезда на трассу, хотя они крайне необходимы, поскольку обе дороги к трассе петляют через частный сектор и слабо напоминают те, по которым можно выбраться из города. Моя первая попытка выехать из южной части Златоуста за черту города привела к тому, что я заплутал даже в компании девушки из Яндекс-навигатора.

Поскольку Златоуст – город в горах, рельеф дорог здесь соответствующий. Когда в один из дней я неспешно ехал по старому городу и прикидывал где бы мне притормозить, чтобы осмотреться, дорога завела меня на высокий холм, где сам бог велел остановиться, поскольку оттуда открывался впечатляющий вид на Златоуст. Бог велел, а устроители местных дорог даже об этом не подумали: они не предусмотрели в этом месте ни обочины, ни стояночки, ни малюсенького карманчика, ничего! Здесь можно только проехать без какой-либо надежды на то, чтобы остановится и осмотреться. – Да ну вас всех.… со всеми своими мнимыми достопримечательностями! – подумал я после этого случая и на следующий день ретировался из Златоуста.

Даже короткого пребывания в городе достаточно, чтобы понять: не ждут туристов в этом городе, не ждут! В нас заинтересованы лишь старые бабки, которые готовы броситься под колеса зазевавшемуся туристу, чтобы свести счеты с невыносимой жизнью в Златоусте, где нужно быть альпинистом, чтобы доковылять до ближайшего магазина. 

въезд в Миасс со стороны Златоуста

 И под конец скажу пару ласковых слов о Миассе - жутком соседе Златоуста. Даже если вам не нужен этот город и вы отправились в Златоуст, Миасс без спросу вторгнется в вашу жизнь, когда вы этого совсем не ждете. Дело в том, что с юга в Златоуст можно попасть через федеральную дорогу М-5 или через Миасс. В моем случае М-5 стояла в многокилометровой пробке, когда я возвращался в Златоуст из Учал, поэтому мне пришлось добираться через Миасс.

Чтобы коротко объяснить, на что похож этот город, приведу следующую аналогию. Представьте себе город, вытянутый словно сосиска. Представили? Так вот, Миасс – это связка из трех сосисок! Чтобы проехать его с юга на север, от федеральной автодороги М-5 в направлении Карабаша, придется тащиться по городу примерно 28 километров! При этом максимальная ширина Миасса не превышает 4 км! Похоже, без Чебурашки в роли местного архитектора дело здесь тоже не обошлось…

Я проехал из трех сосисок Миасса две, выбравшись из города на узкую объездную дорогу (настоящее счастье для местных экстремалов и наказание для всех остальных), но мне хватило и этого. Дорога по Миассу показалась бесконечной из-за бесчисленных нерегулируемых пешеходных переходов и лежачих полицаев перед переходами.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий