вторник, 3 мая 2016 г.

Воспоминания о Риме


Ни за что не поверю, что можно любить кого-то всю жизнь – все это сказки для молодых девчонок, не имеющие никакого отношения к реальности. А вот полюбить Рим навсегда действительно возможно. Мой роман с этим городом был кратким (4 дня, 5 ночей – в 2 приема), но незабываемым. Очень надеюсь на продолжение, но пока я разлучен с Римом по пошлым материальным причинам. К счастью, никто не может лишить меня воспоминаний о столице Италии...

Что нужно обязательно увидеть туристу в Риме, знают даже те, кто там никогда не был. Колизей, Римский форум, Ватикан с собором Святого Петра – об этих достопримечательностях слышали почти все. Фонтан Треви, куда надо бросить монетку, чтобы вернуться, и Испанская лестница – тоже места, известные многим.
Но мне по разным причинам запомнились другие объекты. Некоторые из них являются одними из самых популярных у приезжающих в город – например, Пантеон (куда ведут всех туристов, которые берут экскурсию по Риму), на другие туристы обращают мало внимания, хотя наверняка встречают их во время прогулок, а есть и такие, о которых почти никто не знает.

Колонна Траяна

Мимо Колизея вы не проскочите, но вот пропустить колонну императора Траяна можно легко. С одной стороны, она находится в самом центре древнего Рима – в начале той улицы, которая ведет к развалинам Форума и Колизея, поэтому любой турист, который направляется к Колизею, хотя бы краем глаза ее замечает. Но с другой стороны, колонна имеет все возможности просто затеряться среди других подобных сооружений. 


Дело в том, что Рим просто переполнен разного рода обелисками и колоннами. В Риме около 15 египетских обелисков, четыре из которых выше 20 метров. Имеются 2 отдельно стоящих колонны – Траяна и Марка Аврелия, и десятки разнообразных колонн, которые остались от римских храмов. Так что, обычный турист быстро перестает удивляться присутствию разных старинных столбов на улицах и площадях столицы Италии. Поэтому и реакция на колонну Траяна может быть примерно такая: а вот еще один столб торчит! Глянули на него издалека и отправились дальше. Такое невнимание к колонне будет неправильным.  Ведь это один из самых интереснейших памятников Древнего Рима!
Мраморная колонна стоит среди развалин форума Траяна. Траян считается одним из самых выдающихся императоров Рима. После его завоеваний в обиход римлян вошло выражение "Дакиянаша" – во время войн с даками римляне захватили большую часть Дакии (примерно соответствует современной западной Румынии).
В память о триумфе императора над даками по приказу Траяна и была сооружена эта колонна, состоящая из 25 кусков камня цилиндрической формы. Архитектором сооружения был назначен Аполлодор из Дамаска - сирийский грек, который являлся придворным архитектором Траяна.  Высота колонны примерно 38 метров. На вершине была установлена статуя самого императора, а сейчас там находится статуя Святого Петра. Внутри колонна полая. Под колонной захоронен прах Траяна и его жены. 


Самое поразительное, что вся она покрыта барельефами, на которых изображены различные эпизоды войн с даками. На колонне около 2500 фигур! Но для кого же сделаны эти барельефы? Стоя внизу, вы не сможете рассмотреть большую часть изображений на колонне. Мы сейчас имеем бинокли и фотоаппараты-ультразумы, а вот как римляне осматривали эту колонну? Для чего и для кого был предпринят этот титанический труд?
Можно сделать следующее предположение, которое все хорошо объясняет. Сейчас колонна стоит одинокая и неприкаянная. А вот во времена Траяна она была окружена со всех сторон близко стоящими зданиями: храмом Траяна (достроен после его смерти), двумя зданиями библиотеки Траяна и базиликой Ульпия (здание для политических мероприятий). Какая высота была у этих зданий – неизвестно, но вполне можно предположить, что с каких-то частей этих сооружений (крыш, балконов и т.п.) можно было полюбоваться барельефами, на которых бесстрашный Траян и воины сокрушали диких даков. Я бы на месте Траяна так и сделал. 


Колонна Марка Аврелия

На эту мраморную колонну, возведенную через 80 лет после Колонны Траяна, случайно наткнуться непросто. Она находится не на главных туристических тропах. Хотя если поставить себе задачу ее найти, то это совсем несложно – она недалеко от фонтана Треви на площади Колонны. 


Марк Аврелий был весьма уважаемым императором, и эту колонну соорудили после его смерти в честь побед римской армии под командованием Марка Аврелия в войнах с германцами (маркоманами). Хотя в реальности с победами у Марка не очень задалось, но колонна вышла на славу. Она получилась чуть повыше, чем у Траяна, а изображения на камне вырезаны более глубоко, чем на траянской колонне, что хорошо заметно при сравнении фотографий двух колонн. На самом верху примостился не Марк Аврелий, а Святой Павел.


Поскольку колонна тоже покрыта барельефами снизу доверху, то возникает тот же самый практический вопрос: можно ли было их рассмотреть в то время, когда была установлена колонна? И если с колонной Траяна мы можем вполне обоснованно предположить, что римляне могли осматривать ее до самого верха, то в этом случае нет никаких доказательств, что рядом с колонной были какие-то здания. Якобы планировалось сооружение рядом с колонной храма, посвященного Марку Аврелию, но нет свидетельств, что он был построен. А это значит, что кроме зодчих, которые создали барельефы колонны, изображения на верхних ярусах сооружения не были доступны людям до изобретения подзорных труб и биноклей (17 век).


Театр Марцелла

Развалины театра Марцелла имеют возраст более 2 тысяч лет – этот театр был возведен Октавианом Августом к 12 г. до н.э. в честь своего покойного племянника. Это сооружение находится недалеко от римского Форума – рядом с рекой Тибр. Когда я во второй свой приезд прогуливался по Риму, то прошел рядом с этим театром и не заметил его! 



Только, будучи дома и просматривая фотографии из Рима, я увидел интересное здание, которое снял буквально на ходу (вверху), и вдруг понял, что это не просто необычный дом. Пройди я чуть дальше, то я бы увидел, что это развалины театра, над которыми возведен большой дом. В 12 веке римский театр был превращен в крепость, а в 16 веке его перестроили в дворец для одного знатного семейства. 
 

В 20 веке сооружение отреставрировали, и вот как оно выглядит сейчас. 

Церкви Рима

Всего в Риме около 150 церквей. Всем известен собор Святого Петра в Ватикане и мимо него во время прогулок по Риму вы не пройдете. А вот что выбрать для осмотра помимо этого грандиозного сооружения? Я думаю, что есть еще 2 церкви, которые необходимо посетить.


Во-первых, в Риме есть базилика, которая в католической иерархии стоит даже выше собора Святого Петра – это Сан Джованни ин Латерано (Латеранская базилика).  Ее вполне официально называют "мать всех церквей в мире" – около тысячи лет она была главной папской церковью. Находится Латеранская базилика недалеко от Колизея. Основана она в начале 4 века, но сейчас от первоначальной церкви ничего не сохранилось. Современный облик ей придали реконструкции 15-19 веков.
Рядом с этой церковью находится самый высокий египетский обелиск в Риме (31 метр, с постаментом - 45 метров), а также проходит часть крепостной стены  императора Аврелиана (построена в конце 3 века для защиты разросшегося Рима; ее длина 19 км, а толщина более 3 метров). 


Вторая церковь, которую стоит посетить – это базилика Санта Мария Маджоре, одна из четырех главных базилик Рима. 



Со стороны главного фасада она совершенно не похожа на церковь, а напоминает дворец с помпезным входом.  Точных сведений, почему она так выглядит, я в Сети не нашел – кто-то пишет, что пристройки справа и слева – это дворцы, между которыми была зажата церковь. Но при внимательном рассмотрении эти "дворцы" подозрительно похожи друг на друга – как левая и правая часть единого здания. Как бы то ни было – главное, ради чего стоит посетить эту церковь, – это ее богатый интерьер. Я бы даже сказал, что при украшении базилики допущен явный перебор – люди вообще-то в церкви ходят, чтобы стать поближе к Богу, а здесь словно в музей пришел (собственно, то же самое наблюдается и в соборе Святого Петра). 


Главная достопримечательность церкви – это могила знаменитого скульптора и архитектора 17 века Джованни Бернини. Сейчас для нас это несколько удивительно, но Бернини в свое время был гораздо популярнее в Европе, чем его предшественники Микеланджело и Леонардо. 
Эта церковь почти такая же древняя, как и Латеранская базилика - основана тоже в 4 веке, но чуть позже. Сегодняшний вид она приняла после многочисленных перестроек в 12-17 веках. У этой церкви самая высокая колокольня в Риме, построенная в конце 14 века.
Перед церковью установлена высоченная древнеримская колонна, которую украшает статуя Святой Марии.

"Обелиск Калигулы"


Не заметить этот обелиск невозможно – он стоит прямо на главной ватиканской площади перед собором Святого Петра. Вот только практически никто не знает, что это самый загадочный из всех гигантских гранитных обелисков, которые вывозились из Египта, начиная с римских времен и вплоть до 19 века. 
В Египте во 2-м тыс. до н.э. было установлено 16 обелисков высотой более 20 метров, 9 гигантских обелисков остались на родине, а 8 вывезли. Баланс не сходится и причиной этого является именно этот обелиск, который привезли в Рим при императоре Калигуле. Откуда именно его взяли – неясно. Плиний-старший сообщает, что из египетского Гелиополя. Но если это так, то это была заготовка, а не установленный обелиск.  Абсолютно на всех "фирменных" египетских обелисках имеются иероглифы и картуши (печати) фараонов, а на этом нет абсолютно никаких знаков.


На фото внизу из Луксорского храма хорошо видно, как выглядят настоящие египетские обелиски. 


Есть вариант, что обелиск был изготовлен египтянами по заказу римлян в 1-м веке н.э. Но здесь возникает другая загадка. Обратите внимание, насколько он хорошо обработан! А ведь это гранит – очень твердый материал. Если египетские мастера создавали этот обелиск по заказу римлян, то к тому времени в Египте не делали ничего подобного более тысячи лет, поскольку гигантские обелиски египтяне перестали возводить в конце 2-го тысячелетия до н.э.!
Если предположить, что "обелиск Калигулы" создан не в римские времена, а в древности, то у нас все равно есть свидетельства, что в этот период по заказу римлян в Египте было изготовлено множество гранитных колонн для римских храмов – некоторые высотой более 10 метров. А ведь обработать колонну из гранита так же сложно, как и обелиск! Так что, с технологиями обработки камня в тогдашнем Египте все было в  полном порядке.


Вот пример колонн в храме Сатурна на римском Форуме. Они изготовлены из египетского гранита. Высота 11 метров. Поверхность колонн, на мой любительский взгляд, обработана на высочайшем уровне. Три колонны монолитные, а остальные собраны из частей.
Гранитные колонны высотой 12 метров также использовались при постройке Пантеона. Тоже были привезены из Египта.
Сами римляне, кстати, как и греки до них, предпочитали работать с мрамором, который гораздо мягче, чем гранит. 


Пантеон


В Римской империи два сооружения претендуют на звание самого грандиозного архитектурного строения империи – Колизей и Пантеон. Колизей стоит полуразрушенным, а Пантеон цел и невредим. Построен он при императоре Адриане в первой половине 2-го века нашей эры (примерно в 126 году), а затем неоднократно реставрировался и сохранился до наших дней в таком великолепном состоянии благодаря тому, что римский папа сделал из него церковь. Кто из известных людей там захоронен - вам расскажут на любой экскурсии, но вряд ли гиды дадут вам ответ на вопрос: а зачем римляне возвели это грандиознейшее сооружение?…
Больше всего поражает в этом сооружении купол. Он просто гигантский – его диаметр 43,4 м (в центре имеется круглое отверстие 8,3 метра в диаметре). Ни храм Святой Софии, ни собор Святого Петра, ни кафедральный собор Флоренции, которые знамениты своими куполами, не смогли в дальнейшем превзойти купол Пантеона. 


Пантеон - абсолютное новшество в архитектуре Рима. Купола римляне применяли и раньше, и даже купола с отверстиями, но они были гораздо меньше, да и использовались они не для храмов, а в составе терм (бань). А ведь Пантеон совсем не баня! Это храм, но кому поклонялись в нем римляне – совершенно непонятно. Абсолютно точно, что не римским богам. До сих пор неясно: для чего нужно было это отверстие в куполе? Просто для освещения или здесь был некий религиозный смысл?
Есть вероятность, что в Пантеоне поклонялись Солнцу или устраивались греческие мистерии, где противопоставлялись свет и тьма (император Адриан очень много путешествовал и мог стать поклонником неримского культа). В любом случае – это крайне загадочное сооружение. Мы не знаем ни его архитектора (возможно, Аполлодор Дамасский, но не факт), ни его изначальное название. У Пантеона нет предшественников, и подобное сооружение осталось в единственном экземпляре – нет свидетельств, что римляне в дальнейшем строили что-либо подобное. 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий