среда, 9 октября 2013 г.

Путешествие Железного человека из Тюмени в Екатеринбург через Глухомань

Ходы кривые роет
Подземный умный крот.
Нормальные герои
Всегда идут в обход!

В обход идти, понятно,
Не очень-то легко.
Не очень-то приятно,
И очень далеко!

Глупцы, героя строя,
Бросаются вперед,
Нормальные герои
Всегда наоборот.
Из песни 
(к/ф "Айболит-66")



Чтобы было сразу понятно, Железный человек — это я. Как я им стал, будет ясно к концу заметки.

Посетив Тобольск и вернувшись на ночевку в Тюмень, на следующее утро я решил отправиться домой — в Екатеринбург, но не по Тюменскому тракту, а как настоящий герой — в обход. Из Тюмени я сначала поехал на юг — по дороге в Курган, чтобы потом свернуть на Шадринск и прокатившись по Курганской области по федеральной трассе Екатеринбург — Курган, вернуться домой через Каменск-Уральский. Итого получалось километров на 130-150 больше, чем возвращаться напрямик. Причин для такого путешествия было две. Во-первых, недалеко от Шадринска приютилась деревня Язовка — своеобразное мое родовое гнездо (оттуда пошла моя фамилия), где я никогда не был, но давно собирался его посетить. Во-вторых, хотелось попутно заехать в Шадринск и Далматово — тоже названия знакомые с детства, связанные с дедом Александром и бабушкой Варварой, да и вроде какие-то достопримечательности там имелись.

 Начало поездки выдалось неплохое.  Покрытие на трассе Тюмень-Курган было явно похуже, чем на дороге Тюмень-Тобольск, но вполне приемлемое. Правда около поселка Исетское дорожники сняли асфальт на обеих полосах дороги самым хамским образом и проехать по этой дороге стало крайне затруднительно (а это федеральная трасса все-таки!).  Кое-как преодолел ужасный участок и двинул из Исетского на запад: по дороге Ялуторовск — Шадринск. По пути встречались весьма симпатичные пейзажи.


Вообще в том краю лесов довольно мало — преобладают именно поля, что в Тюменской области, что в Курганской. Поля-то там везде одинаковые, а  вот дороги разные. В Тюменской области до границы с Курганской идет ровное недавно сделанное шоссе, хотя и со странным покрытием, состоящим из каких-то весьма крупных и острых камней. Когда едешь в машине, то этого не видишь, а выйдешь — и начинаешь опасаться за сохранность своих колес. Это что какое-то тюменское ноу-хау?...Но делать нечего - пришлось ехать и по такому  асфальту. Прошло совсем немного времени и перебравшись через границу областей, я уже начал мечтать от таком опасном для шин покрытии. В Курганской области автомобильная дорога как таковая практически закончилась. Идти пешком по ней можно, коров гонять тоже, на тракторе или на бульдозере там безусловно проедешь, а вот на автомобиле лучше на эту дорогу не соваться. 
Поговорю подробнее о курганских дорогах, тем более, что именно они являются главной достопримечательностью этого региона.
Плохие дороги имеют множество градаций: просто плохие, отвратительные, ужасные, дорога отсутствует. В Курганской области можно встретить все разновидности плохих дорог.


Трасса Ялуторовск — Шадринск на территории Курганской области варьирует от просто плохой до ужасной. Вверху образец просто плохой дороги. К сожалению, ужасные участки я не снял — поздно сообразил, что надо бы их тоже запечатлеть для наглядности.
На дорогах Курганья я понял еще одну вещь. Знаки ограничения скорости здесь нужно воспринимать совсем по-другому, чем где-либо. В Свердловской области знак ограничения скорости в 70 километров в час означает, что можно двигаться со скоростью 70-80 (ну на крайний случай 90 км/час) — на такой скорости машина никуда не улетит в крутом повороте (обычно ставят знаки перед ними), да и подвеска ее останется цела (если знак поставлен из-за плохого покрытия). В Курганской области все не так. Знак 70 — это значит, что разгоняться выше 50-ти уже опасно. И дело не в поворотах, а в покрытии! При знаке ограничение скорости 50-ю километрами в час, двигаться со скоростью 50 совершенно точно нельзя — этот знак означает большую беду — там или яма или вообще канава. Максимальная скорость при таком знаке — 20-30 км/час. Проверено на личном опыте. И когда после чередования этих знаков я увидел ограничение скорости до тридцати.. - Я уж подумал: не остановится ли мне вообще?...
В принципе, по тому как я еду, очень просто судить о состоянии полотна: если я обгоняю поток, то эта дорога нормальная или хорошая, если же поток обгоняет меня, то дорога плохая или погодные условия не позволяют ехать быстро (например, на дороге снежная каша). На курганских дорогах меня обгоняли буквально все! Там меня и на велосипеде можно было перегнать, если бы там водились велосипедисты. Я думаю, что аборигены вряд ли подозревают, что у них плохие дороги — учитывая скорость, с которой они перемещаются на них. Для них такие дороги - норма. А если жизнь доказывает им, что ехать быстро по ямам и ухабам нельзя, и колесо внезапно спускает или из подвески что-то вываливается, то вдоль дороги в деревеньках притаились автосервисы.... 


Я ни в одной нашей деревне шиномонтажки вообще не видел. А тут без них никак.
После этой ужасной "автострады" я наконец-то выбрался на трассу Курган-Екатеринбург и покатил к Шадринску. Поначалу я подумал, что наконец-то мои дорожные мучения закончились, но ничего подобного! Это федеральная дорога, но она почти в столь же безобразном состоянии, что и та, откуда я выбрался на нее. Слегка получше, но выше 80-ти особенно не поедешь. 50-80 километров в час — вот примерный безопасный скоростной режим. Тоска! Федеральной трассой эту дорогу можно назвать только по документам.


По фото это хорошо видно. К моей деревне ведут разные дороги (федеральные, областные), но таких безобразных участков, как на федеральной трассе Курган-Екатеринбург, там почти нет.
Что сразу бросается в глаза по сравнению со Свердловской и Тюменской областями — в Курганье дороги почти не ремонтируются. Есть немногочисленные участки, где асфальт сменили в этом или в прошлом-позапрошлом годах, но даже эти немногочисленные участки только что сделанных дорог — неровные!
Почему в Курганской области нет дорог? Я думаю, по той простой причине, что это область России только по названию — вы наверняка не раз слышали, что этот край называют Зауральем. А ведь на самом деле за Уралом — Сибирь! Зауралье — это какой-то фантом, некие потерянные и всеми забытые земли. Да, территория есть, на карты она нанесена, но немногочисленное население на ней прозябает, потому что эти люди никому не нужны! Казахстану Курганье в свое время не отдали, а Москве эта территория  без надобности. А если из Москвы денег не пришлют, то дороги там строить не на что. Область бедная — в социально-экономическом рейтинге регионов по итогам 2012 года заняла 69-е место из 83-х.
Если проводить параллели с миром Толкиена, то эти территории — это Глухомань (Дикие земли). Живет там меньше миллиона человек — всеми забытых и позаброшеных. Ну как еще можно назвать область, самый известный уроженец которой — это Регина Дубовицкая? - Глухомань и есть.
Именно в Глухомани и могла повстречаться такая дорога, которая нарушила мои планы побывать в деревне Язовка. Свернув с федеральной трассы по направлению к ней, я обнаружил, что дальше ехать просто нельзя. Машина оказалась мне дороже призрачной мечты. Вместо дороги к деревне вела ее основа. Когда-то давно — видимо еще при Брежневе здесь построили хорошую дорогу с основанием из бетонных плит. В нашей местности это самые долговечные дороги. Они не плывут и разрушаются очень медленно, но ремонтировать верхний асфальтовый слой все равно нужно. Предполагается, что сверху бетонных плит должен быть асфальт, но поскольку с момента крушения СССР на этой дороге ни одного ремонта не было вообще, то асфальтовое покрытие, видимо, просто разрушилось и было смыто дождями, а затем стали разрушаться и сами плиты. 


Ездить по разрушающемуся бетону, по камням, которые торчат из плит — занятие убийственное для шин. Это вообще уже не дорога. Любая грунтовка лучше ее. Мечту посетить Язовку пришлось отложить и повернуть обратно.
Затем я заехал в Шадринск и вот, что я  вам скажу. Если вас какое-нибудь лихо забросит на трассу Курган-Екатеринбург, то проезжая мимо Шадринска, не сворачивайте в этот город.  Как и курганские дороги, этот населенный пункт — всего лишь название. На одном туристическом сайте я прочел, что "город Шадринск, пожалуй, самый интересный для туристов населенный пункт в Курганской области". Это что нужно принять, чтобы заявить такое? Там видите ли много старинных домов — ну правильно, новостроек в городе нет, поэтому и старье снести некому.


Вот образчик, видимо, такого старинного дома. Ну и на что тут смотреть туристу?
Бывает, что стоит себе маленький городишко и вроде нет ничего в нем особого примечательного. Но заедешь туда и смотришь, что он весьма симпатичный — обычно там есть красивое озерцо, а за ним какой-нибудь холмик, который так чудно освещается солнцем, что рука сама тянется к фотоаппарату. В Шадринске ничего такого нет - я поездил там немного и чувствую, что надо рвать когти. Полнейшая безнадега в этом городке. Исчезни он однажды со всеми жителями — никто даже пропажи не обнаружит.
Далее по пути домой я завернул в еще более мелкий городишко Далматово. Вот здесь есть действительно реальная достопримечательность: Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь. Точнее — был когда-то (на старом фото внизу это хорошо видно). 


Сейчас там скорее развалины этого монастыря, но что действительно неплохо сохранилось — это его стены.



А стены эти весьма примечательны. Монастырь был построен в петровские времена и был настоящей крепостью, которая выдерживала осады - в том числе пугачевских войск! В советское время на территории монастыря был и музей, и театр, и молокозавод. Теперь туда вернулись монахи и идет какая-то реставрация, но ребята никуда не торопятся. 


Денег в Глухомани нет — в том числе и на реставрацию духовных скреп.  
На этом мое знакомство с зауральскими дикими землями завершилось (надеюсь, больше ноги моей там не будет) и я понесся домой уже по территории родной Свердловской области. Объезд Каменска-Уральского на трассе Курган-Екатеринбург, построенный совсем недавно, позволил мне вспомнить, что на машине можно ездить и со скоростью более 100 километров в час и я уж думал, что вот-вот и скоро попаду домой, но не тут-то было.... Как раз к этому времени мне стало как-то не очень хорошо — навалилась просто дикая усталость. Вроде бы проехал я всего километров 350, но устал на все 700. Доконали меня дороги Глухомани! Заехал в Каменск, отдохнул немного и поехал домой. Точнее — потащился. Ездил я как-то из Каменска пару лет назад и эта дорога не произвела на меня такого удручающего впечатления, но сейчас она еще в более худшем состоянии и уже окончательно напоминает какую-то екатеринбургскую городскую магистраль, где больше 60-ти километров в час не поедешь. Как караван автомобилей вышел из Каменска, так и поехал — обогнать никого невозможно и никто даже не пытается. А мне все хуже и хуже. А мы еще и в 2 километровые пробки встали: перед переездом и из-за ремонта дороги. И вот это называется федеральная трасса! 90 километров за 2 с лишним часа! Из всех федеральных трасс в Свердловской области эта находится в самом плохом состоянии. И похоже я знаю в чем причина. Ведь эта дорога ведет в Глухомань! Наши руководители вполне логично считают, что ни один вменяемый свердловчанин в эту местность все равно не попрется, а то, что курганцы к нам по этой дороге шастают — так это их проблемы. Гоняют по этой дороге и наши свердловские каменцы. Почему забыли про них? - Наверное по той причине, что каменцы вряд ли замечают, что эта федеральная трасса откровенно плохая - у них в городе  дороги точно в таком же состоянии. И ведь ничего — живут. И голосуют как надо.
В общем, кое-как добрался я до дома и оказалось, что ехал я с температурой 38 градусов! Видимо выехал с утра не совсем здоровым, а в таком состоянии в Дикие земли заезжать нельзя. Хорошо, что я оказался таким железным, а вот обычному человеку оттуда можно и не вернуться! Сам я туда больше точно не поеду и вам не советую!



Комментариев нет:

Отправить комментарий