понедельник, 3 ноября 2014 г.

Драматическое путешествие к дедушке Росселю


В конце сентября 2014-го "золотая осень" на Среднем Урале на целых четыре дня совпала с "бабьим летом". Для наших краев это не так уж мало. Редко бывает, что время, когда деревья наряжаются в свои разноцветные осенние наряды, сопровождается теплой и солнечной погодой. А без солнца какая же "золотая осень"? Тучи и дождь все портят – красивые лесные наряды тускнеют под мрачным нависшим небом. Уже много лет я пытался поймать "золотую осень" на Урале в фотообъектив, но мне как плохому танцору все что-нибудь да мешало: то собственно погода, то мое здоровье, то отсутствие времени. Но наконец-то все сошлось, и я отправился в автопоход по родному краю.

Главной целью моего маршрута стала деревня Харенки на реке Чусовой. Слышал я как-то от знакомых, что там красивые места, на которые стоит посмотреть (и запечатлеть на фото, разумеется). А когда узнал, что наш всеуральский дедушка Россель там построил дачу – план побывать в Харенках окончательно оформился. Ну не будет же бывший губернатор Свердловской области строить свою дачу в совершенно непримечательном месте, к тому же и расположенном черт-те-где?! Наверняка, есть там что-то особенное!
Вкратце объясню, где находится эта деревенька. Харенки – это уральская Тмутаракань. Возводить там дачу имеет смысл лишь в том случае, если хочешь отдохнуть от изрядно надоевших людишек. Чего-чего, а людей там действительно немного – в самой деревне построено домов 15 - 20. Вблизи деревни встречаются туристы и рыбаки, но в весьма небольшом количестве.
Харенки на картах Google:

От Екатеринбурга до Харенок всего 2 дороги – одна идет через Первоуральск по направлению к поселку Шаля (в Илиме нужно свернуть направо), а другая в направлении на Нижний Тагил – с Серовского тракта необходимо повернуть на Черноисточинск. От областного центра до Харенок примерно 210 километров, если выбрать дорогу через Черноисточинск и чуть меньше – если двинуться туда через Первоуральск. Вот только второй путь хоть и немного короче, но добираться по нему, наверное, на час-полтора дольше. Если вообще вы доедете.…
Я отправился на дачу к Росселю из района Шали (для справки: на Урале имеется поселок Шаля, а в Чечне - Шали, но несмотря на разницу в названиях, оба населенных пункта являются центрами Шалинского района). Наша Шаля – типичный бесцветный уральский поселок, от одного вида которого можно уйти в запой. Правда, и в этом мрачноватом населенном пункте есть одно чудесной местечко – пруд на речке Шаля, который при правильном освещении кажется весьма симпатичным во время "золотой осени".



Быстро добравшись из Шали до Илима, я свернул на Харенки – на дорожном указателе значилось расстояние до деревни в 17 км. Отлично! – подумал я. - Через полчаса буду на месте. В реальности я добирался до места назначения более 2-х часов!


река Кашка

Сначала шла неплохая грунтовка, но после поворота непосредственно на Харенки около речки Кашки она превратилась в лесную дорогу.
Не самую плохую дорогу, какие бывают в лесах России, но местами весьма проблемную для обычной легковой  машины, как у меня. В дождь я бы не советовал туда соваться даже на кроссовере – "Ленд Крузер" или "уазик" там наверняка проберется и в слякоть, а вот моя бедная "королла" и в сухую погоду чуть не уплыла по грязи в придорожную канаву. Дело в том, что вполне твердые участки на этой дороге сменяются коварными сырыми глинистыми местами, где явно застревали машины и до меня. И вот на одном таком участке, когда до ближайшего населенного пункта было километров 10-15, я и завяз в грязи. На взгляд из машины участочек был вполне проходимым, но в реальности на мокрой глине даже ноги разъезжались, а машина сразу же съехала в колею, и вместо движения вперед стала смещаться в сторону весьма глубокой придорожной канавы, из которой при всем желании выбраться одному нереально.… Я и назад пробовал вернуться – не получилось, потом настелил в колею крупные ветки под колеса – все равно автомобиль тащит в канаву… А ведь это лесная дорога, где машины ходят очень редко! Буквально повиснув над канавой вместе с "короллой", я помянул недобрым словом и мою идею двинуть в гости к Росселю, и наши дороги, и самого Росселя, который 15 лет отвечал за эти самые дороги в Свердловской области и не сподобился провести нормальную автотрассу даже к собственной даче!
Разумеется, снимков этого происшествия я не делал – не до того было. Хотя сейчас жалею об этом.
Буквально чудом я все-таки выехал из глинистой ловушки (перемазав в грязи и себя, и машину) и двинулся дальше, думая: а вдруг от Харенок придется обратно возвращаться по этой же дороге? Вот будет ужас-то! Да и доеду ли я вообще туда? Проблема была в том, что деревни все не было и не было. Только лес и дорога без конца и края! Я проехал 17 километров, 25, 30, а ее – проклятой – нет! Какой идиот повесил знак, что от Илима до Харенок 17 километров!?… На самом деле там оказалось 42!
На этих 42 километрах чего только не встретилось – помимо упомянутой ловушки есть еще пара-тройка весьма неприятных мест, разбитых грузовиками, где грязь стоит даже при сухой погоде; имеются участки, где много больших камней выпирает из дороги и даже при медленной езде начинаешь опасаться за сохранность колес, а есть, наоборот, такие, где полно глубоких ям. На дороге несколько весьма затяжных подъемов (это ведь Уральские горы!), которые в дождь, наверняка, вызовут проблемы у большинства автомобилей. 


Дорога поразила меня еще и тем, что на одном из участков из-под земли стал проступать деревянный настил! Видимо, когда-то здесь была положена деревянная дорога (гать). Интересно, сколько ей лет?



В общем, когда я добрался до Харенок, я так вымотался, что мне было уже не до осмотра деревни и визита к Эдуарду Эргартовичу, который, к тому же, вряд ли ждал меня в гости….

Река Чусовая – вид с моста.


Да, места там действительно красивые и несколько удачных фотографий я сделал, но после такой тяжелой дороги у меня было единственное желание - выбраться из этого тихого местечка куда-нибудь в более обжитую местность, где есть асфальт. Моя утомленная "королла" мечтала о том же.
В самих Харенках имеется асфальт! В двух местах. После въезда в деревню со стороны Илима асфальт начинается вблизи моста через Чусовую, но после него сразу же заканчивается. В общем, асфальтовая дорога тянется метров двести. А дальше начинается даже не лесная дорога, а прибрежная! Чтобы выбраться из Харенок по дороге на Нижний Тагил после моста нужно свернуть направо и ехать вдоль Чусовой…. Нет, точнее - не ехать, а пробираться с великими предосторожностями через несколько огромнейших луж, разлившихся во всю ширину раздолбанной дороги. Я рискнул через них переправиться только после беседы с местными жителями, которые там перемещались на кроссовере. Преодолев лужи, попадаешь собственно в ту часть Харенок, где расположены несколько дач уральских ВИПов, включая Росселя (если в Сети не врут). Напротив их домов тоже уложен асфальт.


Самих ВИП-дач с дороги вы не увидите. Да и смотреть там особенно нечего, честно говоря. В Сети есть фото одной из этих дач – ничего особенного. 


В сравнении с хоромами Ротенбергов или дворцом-шубохранилищем Якунина – это вообще какая-то деревенская избушка. Сразу видно, что построена честным чиновником (по нынешним временам). Практически на одну зарплату.


А вот это въезд в Харенки со стороны Нижнего Тагила (на картах деревня называется Харенки, а на указателях она почему-то Старые Харенки – можно подумать, что есть где-то Новые!) – здесь уже асфальт кончился. Отсюда я выехал и двинулся до следующей деревни Усть-Утка (где в Чусовую вливается Межевая Утка). Эта деревенька находится всего в 8 километрах, но соединяет ее с Харенками не дорога, а очередное недоразумение имени Эдуарда Эргартовича Росселя! Ну, нельзя разве было провести нормальную дорогу к своей даче!? Даже для себя ни черта не могут сделать эти "эффективные менеджеры"!


Одно хорошо – эта широкая тропинка идет прямо вдоль Чусовой, и виды там встречаются просто замечательные.


В Усть-Утке я не задержался – радость от встречи с асфальтом так переполняла меня, что я сразу рванул до Висимо-Уткинска. Красот в Усть-Утке я особых не заметил, а местные достопримечательности, вроде музея Сергея Есенина (в Усть-Утке!), меня не сильно вдохновляют.
Кстати, шоссе между Усть-Уткой и Висимо-Уткинском – просто замечательное. Такого же качества была дорога из Екатеринбурга в аэропорт Кольцово, построенная перед саммитом ШОС в 2009 году – я уж подумал, что буду наслаждаться этой чудной дорогой до Нижнего Тагила, но радовался я рано. После Висимо-Уткинска шоссе до Нижнего Тагила гораздо худшего качества (типичная уральская загородная трасса – кривая-косая и с заплатами), а прямо перед Нижним Тагилом на протяжении примерно десяти километров дорога и вовсе без верхнего слоя асфальта! В конце сентября! Уверенность местных дорожников, что они успеют положить новое полотно до дождей и холодов вызывает искреннюю зависть. Какие у нас на Урале люди! Тагил рулит! Но бог с ней - с дорогой! Гораздо интереснее, что рядом с ней.


Поселок Висимо-Уткинск – один из многих населенных пунктов Среднего Урала, где в 18 веке был построен железоделательный завод тогдашних ротенбергов – Демидовых. Но, как говорится, было да прошло. Сегодня это всего лишь поселок сельского типа, но и здесь можно встретить кое-что интересное.

Лошадки гуляют по улицам…

Большой пруд.

Интересный деревенский домик. Такую архитектуру на Урале я раньше не встречал.


А вот главная достопримечательность Висимо-Уткинска - искусственный водопад. Через него вода из пруда вытекает в реку Межевая Утка.


За расположенным чуть далее по трассе поселком Висим, который находится в стороне от дороги на Нижний Тагил, прямо у шоссе находится оленья ферма.


В будни она закрыта, а в выходные за небольшую плату можно пообщаться с оленями (привезенными с Алтая), лошадками и даже страусами (!) – традиционными уральскими птицами…. Да, да – для тех, кто не в курсе: Урал – родина страусов! Ферму легко проскочить на высокой скорости – так что любителям зверушек надо быть очень внимательным на участке дороги между Висимом и поселком Уралец.



Через несколько километров от фермы расположен небольшой дачный поселочек, названия которого на картах вы не найдете. Вот где надо дачи-то строить! Вот представьте, что у вас здесь дачка. Выходите из дома и смотрите на этот пруд под оригинальным названием Нижний. Красота!


Да, в общем-то, не важно, как называется этот пруд – главное, что таких шикарных водоемов у нас в Свердловской области не так уж и много.


Но что еще лучше, следующий подобный водоем – в рядом находящемся поселке Уралец. Буквально по соседству с Нижним прудом. 


Правда, в Уральце на той стороне пруда жилые дома, а не лес, что несколько портит всю картину… Но портит не сильно.
В поселке Уралец я и закончил знакомство с природными красотами Урала и помчался в Екатеринбург, не заезжая в Черноисточинск – весьма симпатичный поселок, расположенный около большого Черноисточинского пруда. Туда заехать без всяких сомнений стоит, но я побывал там в прошлом году. 

Подводя итог, скажу, что для любого уральского автопутешественника поездка в Харенки обязательна. Вы наверняка встречали разные списки 50 или 100 мест, которые нужно обязательно посетить, прежде чем отбросишь коньки (или зачехлишь лыжи). Так вот, если составлять аналогичный список по уральским достопримечательностям, то маршрут Черноисточинск - Уралец - Висим - Висимо-Уткинск – Харенки туда обязательно попадет. Так что, успевайте - пока к вам старуха с коньками не пришла, чтобы перерезать лезвиями горло… 
Разумеется, что отправляться туда из Екатеринбурга следует только по Серовскому тракту, а не по "дороге смерти" через Первоуральск и Илим. На дорогу из Екатеринбурга и обратно уйдет чистого времени часов 5 – 5,5. Если выехать с раннего утра, то за день вполне можно успеть осмотреть Черноисточинск, Уралец, пруд Нижний, оленью ферму, Висим, Висимо-Уткинск и даже окрестности Харенок. 


Юрий Язовских


5 комментариев:

  1. Ездил тем же маршрутом еще в 2007. Вижу, что ничего по сути на этой дороге не изменилось. Есть пару комментариев:
    1. Старая деревня Харенки, расположенная на Чусовой, теперь называется Старые Харенки (собственно, о ней и весь рассказ). А вот бывшая Колпаковка теперь называется Новые Харенки, или просто Харенки, и указатель 17 км от Илима имеет в виду именно нее - она через пару км вперед от точки съезда на грунтовку.
    2. Сейчас в Старые Харенки можно добраться еще одним способом. От Нижнего Тагила через Висим ехать в сторону Усть-Утки, но не доезжая примерно 10-15 км до нее, свернуть налево на Сулем - кстати, там есть что посмотреть любителю родного края - музей вской всячины под открытым небом. После Сулема пересечь Чусовую по новому железобетонному мосту (раньше там был понтон, и было не проехать) и доехать вверх по течению Чусовой до впадения речки Илим. Здесь дорога уходит от Чусовой вглубь леса, и вскоре выходит на ту дорогу от Илима на Старые Харенки, которую Вы столь живописно расписали. Но в лучшем ее месте, на склоне горы, где уже ни грязь, ни камни особо не попадаются, и ехать можно вполне спокойно.
    Успехов!

    ОтветитьУдалить
  2. Ездил 2 сентября 2016года

    ОтветитьУдалить
  3. мне надо было добраться из Нижнего Тагила до Шамар поехал через ебург и первоуральск, 150км/ч ехал в среднем, потратил 3с половиной часа.... обратно решил разведать дорогу через Колпаковку (новые харенки) Сулем Висим... по сухой погоде можно без особых проблем проехать на любом седане... как зимой не знаю! а после дождя без паркетника я бы туда не полез! и так у меня хендэ тусан и я ехал по сухой дороге... в принципе все было нормально но немного страхово!, так как я ехал один по не знакомой лесной дороге... и временами чем дальше тем хуже она становилась и не известно было, когда она закончится!!! в итоге по лесу потихоньку примерно 30км/ч я ехал около часа... первое что меня порадовало это новый мост через чусовую с дорожными знаками!, но после него опять лесная дорога и вокруг не тожто машин, ни живой души (как и от колпаковки до моста)... но буквально минут через пятнадцать показалась деревенька, это был Сулем! ну от него почти до усть -утки тоже грунтовая дорога, но она нормальная по ней я 80км/ч ехал! А от усть -утки до тагила асфальт, там вообще ни каких проблем! бензина на обратный путь зжог в два раза меньше!времени потратил около 3 часов!
    Короче, если я еще раз поеду в те края, на своем паркетнике, даже в дождь, поеду через лес!!! Все лучше чем по трассе топить 150.., одни плюсы: бензина в два раза меньше, времени пусть не намного но меньше, едешь потихоньку по лесу, природой наслаждаешься!
    От обратной дороги я в восторге!!!
    Кто надумает ехать, по сухой погоде - хоть на заниженной иномарке езжайте не пожалеете!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Ехали в мае , от Черноисточинска через Харенки -Илим на Первоуральск. В сухую погоду на среднестатистическом седане (с просветом ренологан) проехать возможно, а вот если чуть подмочило - ни-ни, даже на ниве не советую, глина стаскивает как по маслу в прокатанные колеи на отдельных участках, хотя в начале и в конце маршрута (возле колпаковки и харенок)дорога вполне сносная, местами разгонялся до 50км/ч. понял что "ПОПАЛ" когда при разгоне и торможении машина просто пыталась развернуться поперек дороги - авто - Ауди кваттро 2003, приподнятая!совсем был изумлен, когда на встречу попался парень на вазе 2108 - и это после небольшого дождика. в общем - только в сухую погоду для осмотра местности, чтобы добраться из Илима в Висим - всё же лучше сделать крюк через Екб (край через Таватуй), потратить бензин, зато сохранить силы и машину.

    ОтветитьУдалить