Если ты еще не умер, это не означает, что ты живешь. Именно это можно сказать про поселок Иркускан, расположенный по соседству с южноуральским городком Бакал. Официально Иркускан, основанный в далеком 1757 году, еще существует и там кто-то шевелится, но в реальности поселок находится на последнем издыхании, и это очевидно любому человеку, добравшемуся до этих мест. А людей здесь бывает немало, поскольку вокруг поселка находится настоящее скопление индустриально-природных достопримечательностей: 4 крупных затопленных карьера, в которых ранее добывали бурые железняки и сидериты.
Поселок Иркускан зажат между горами Буландиха (803 м, за ней расположен Бакал) и горой Иркускан (873 м).
Поначалу на склоне горы Буландиха разрабатывалось 2 карьера - Буландихинский и Восточный, которые позднее слились в один: Восточно-Буландихинский. На горе Иркускан было выкопано 3 карьера: Гаевский, Александровский и Охряный. Все гигантские ямы на месте гор наполнились водой и превратились в настоящее украшение этой горной местности. И ко всем из них можно добраться на автомобиле.
Гаевский карьер
В настоящее время легче всего доехать до Гаевского карьера (он же – Центральный карьер рудника Иркускан), который расположен слева от дороги пос. Иркускан – пос. Рудничный. Туда можно заскочить буквально по пути, проезжая мимо Иркускана.
Несколько лет назад проезд к карьеру был засыпан грунтом, но сейчас к нему проложена хорошая грунтовка, и карьер с запада можно осмотреть, не отходя далеко от автомобиля.
Разработка карьера завершилась в начале 21 века. Его глубина около 200 метров и он быстро заполняется водой.
Чтобы понять, насколько быстро прибывает вода, можно сравнить 2 моих фото, сделанных с разницей 4 года.
Гаевский карьер в сентябре 2017 года. Видны 4 полных яруса и скошенная вершина.
Карьер в июле 2021 года. Затоплена примерно половина нижнего яруса.
Еще несколько фото родом из 2017 года.
Восточно-Буландихинский карьер
К Восточно-Буландихинскому карьеру (справа от дороги Иркускан – Рудничный) подъехать несколько сложнее. По дороге к нему приходится долго петлять среди отвалов, но если ориентироваться по карте в смартфоне, то заблудиться сложно.
Восточно-Буландихинский карьер законсервирован в 1996-м году. Получившееся на его месте озеро считается самым красивым в окрестностях Бакала – во многом из-за разноцветного северного склона карьера. Длина карьера около 1,5 километра, а максимальная ширина 700 метров.
Все фото выше сделаны с восточного края карьера.
Вдоль бортов карьера идет грунтовая дорога. Вдоль восточного и северного краев котлована проехать можно на любом автомобиле, но разъехаться на этой дороге с другой машиной проблематично.
Я добрался по дороге до обзорной площадки на северном склоне карьера. Дорога вела и дальше, но выяснять, смогу ли я проехать там – я не стал. Вполне вероятно, можно обогнуть карьер полностью на автомобиле.
В Сети есть информация, что на этом карьере проводятся ралли, но где именно проложена трасса, не очень понятно. Где проезжал я, особенно не погоняешь. Похоже, что гонки проводятся в южной части карьера.
Александровский и Охряный карьеры
Еще 2 затопленных карьера на горе Иркускан расположены довольно далеко от поселка. Самый восточный из них – карьер Охряный (название идет от Охряных ям, которые раскапывались с 18 века). Разработка карьера завершилась в 60-е годы.
Сейчас это весьма живописное озеро. До него действительно стоит добраться, если есть время. Это можно сделать как из пос. Иркускан, так и с трассы М-5.
К оставшемуся на горе Иркускан карьеру – Александровскому добираться сложнее всего, да и в этом нет особой необходимости. Со стороны восточного карьера дорога к нему крайне узкая и заросшая лесом, а по дороге от Гаевского карьера можно и не доехать.
Несколько лет назад там был эпический провал грунта прямо на дороге (на фото), и вряд ли его ликвидировали за это время.
Комментариев нет:
Отправить комментарий